Тема нынешней Венецианской биеннале - «Энциклопедический дворец». Название возникло благодаря одноименной работе художника Марино Аурити 1955 года. Символический «Дворец» Аурити, который так и не был воплощен в жизнь, представлял собой 136-этажный музей-небоскреб, содержащий все знания человечества в историческом центре Вашингтона National Mall.
Украину на биеннале представят молодые художники – харьковчане Николай Ридный, Гамлет Зиньковский и киевлянка Жанна Кадырова. Все работы собраны под названием «Памятник памятнику» и объединены общей концепцией памяти – как культурной, так и исторической, взаимодействием старого и нового.
Комиссаром Украинского павильона назначен Виктор Сидоренко. Кураторами экспозиции стали Александр Соловьев и Виктория Бурлака. ELLE.UA пообщался с каждым из участников и узнал подробности подготовки к событию.
Александр Соловьев, куратор экспозиции
Название «Энциклопедический дворец» имеет множество смыслов и подтекстов. В первую очередь речь идет о культурной памяти, традициях – теме, в которую мы гармонично вписались.
В этот раз было отобрано три молодых художника, концентрирующихся в своем творчестве на аспектах памяти, памятников и прочих однокоренных словах.
Так, в проекте Жанны Кадыровой «Памятник памятнику» изображена скульптура под покрывалом, которое еще нужно снять. В итоге получился памятник на все времена – он устраивает всех, независимо от политической ориентации.
Проект Николая Ридного «Монумент» рассказывает о том, как рабочие, демонтируя памятники, уничтожают память. Второй его проект – «Убежище» – нефункциональный памятник прошлому, которое очень сложно изжить. В видео главный герой путешествует по погребам, «убежищам», построенным «на всякий случай». Да и сами погреба с их консервациями, закрутками, заквасками актуальны и характерны для советского прошлого.
А творчество Гамлета Зиньковского обращается к личной памяти. Одна из стен будет заполнена его рисунками гелевой ручкой на листочках формата А4. Этот проект называется «День из жизни» и носит исповедальный характер, подобно дневнику.
Кроме национального павильона, на другом берегу Гранд-канала будет представлен проект Future Generation от PinchukArtCentre, где будут участвовать Р.Е.П., Никита Кадан. Так что все вместе можно воспринимать как связку украинского искусства.
Виктория Бурлака, арт-критик
В этом году художников выбирали не по принципу политкорректности, а потому, что это поколение является основной движущей силой художественного процесса.
Концепция памяти возникла в результате выбора молодых художников, которые пристально всматриваются в прошлое и относятся к нему совершенно иначе, чем их предшественники. Для них история – это естественная часть процесса, происходящего именно сейчас.
Очень сложно сказать, с какого художника или работы все возникло, но в результате комбинации близких по духу творцов получился чистый, правильный проект, который размышляет над разными аспектами памяти.
Николай Ридный, например, скептически относится к демонтажу старых советских памятников – ведь «рабочие-наемники демонтируют символы рабочих-героев», в которых нет ничего плохого, поскольку это естественная часть нашего прошлого. Между прочим, политический подтекст в его работах не доминирует – важна цементирующая идея памяти.
Очень интересные проекты у Гамлета Зиньковского. Портреты людей, нарисованных в спичечных коробках – это анонимная человеческая масса, в которой он пытается выделить историческую личность. К каждому из этих маленьких портретов он пишет дополнительный профиль: имя, взгляды на жизнь, чем занимается, что любит, чего боится. То есть художник пытается придать ценность этой совершенно неценной личности. Вообще у Гамлета специфическое отношение к такой трэшевой социальной реальности, для него она со знаком плюс: если бы все было хорошо, не появились бы такие колоритные персонажи.
Второй его проект тоже посвящен личной, лирической, трогательной, исповедальной памяти. В этой работе он документально описывает каждый свой день: фиксирует собственные эмоции, впечатления, мысли и затем оформляет в архив.
Жанна Кадырова, художница
Эмоций по поводу участия в биеннале было много. Первоначальная эйфория длилась не дольше недели. Потом началась реальная жизнь. Поскольку в Украине нет системы отбора участников и стабильного финансирования презентации нашей страны на Венецианской биеннале, всем было трудно. К тому же министр культуры назначен не так давно, а многие организационные вопросы нельзя было решить до его назначения. В связи с такой ситуацией многое прошло мимо нас, дедлайны по установке уличных инсталляций закончились еще в декабре 2012 года, а мы подготовку начали только в начале весны.
Есть и другие технические сложности – например, меня как участника павильона не могут привезти на нужное количество дней для монтажа и вместо запрашиваемых 12 дней предлагают 7. Гонорар просто не обсуждается. К сожалению, от нашей страны трудно ожидать другого подхода. Но лучше что-то делать, чем не делать ничего! Вот наш девиз.
Опыт сотрудничества с Ридным и Гамлетом у нас был – на этот счет я не переживаю. Тем более что куратор проекта Александр Соловьев отобрал готовые работы у всех трех авторов для этой выставки, так что совместных проектов делать мы не будем.
И все же мне очень хочется верить, что проект получится хорошим! Все очень стараются, и результат обязательно будет!
Гамлет Зиньковский
Я не ожидал, что меня пригласят. Это совершенно разные состояния: когда тебе важен какой-то конкурс и ты подаешься на него, с нетерпением ожидая результата, и когда тебя просто приглашают. Для меня биеннале имеет два аспекта, внешний и внутренний. Подобные события украшают биографию – это первое. Второе – я увижу сотни художников из известных или неизвестных мне стран. Бывают фантастические открытия, когда находишь очень близкого автора из Конго или Аляски, и на тебя влияет эта встреча, видение этого человека.
Что же касается сотрудничества с другими украинскими участниками – думаю, мы вместе или по очереди будем готовить спагетти на съемной квартире. Главное для меня в этом смысле – не мешать друг другу.
Николай Ридный, художник
Участие в любой выставке — это ответственность. Я отвечаю перед зрителем за то, что я делаю. Также ответственность организационная, когда организатор, в данном случае Министерство культуры Украины, отвечает перед художником. В моем понимании должно быть так, а не наоборот. Если все ответственно относятся к своей работе, получается грамотный результат.
Выставка состоит из трех индивидуальных высказываний. Поэтому здесь речь идет скорее о соседстве, чем о сотрудничестве. С Жанной мы знакомы давно, не раз участвовали в групповых выставках и кураторских проектах вместе — к примеру, в Перми через дорогу друг от друга установлены наши скульптуры «Власть» и «Яблоко». Также мы участвовали в инициативах, которые сами организовывали и приглашали один другого. Можно вспомнить выставку «Из города в город» в Музыкальном театре в Киеве или Квартирные выставки в Харькове. Что касается Гамлета – мы занимаемся очень разными вещами, и наши интересы практически не пересекаются.
Я всегда имею дело со спорами и оппонентами. Биеннале не является исключением в этом смысле. Искусство должно порождать дискуссию, а если ее нет, то им просто скучно заниматься. Но дискуссия должна быть содержательной и аргументированной, а в нашей художественной среде люди часто говорят о тех вещах, в которых ничего не понимают.