Погода, как и настроение, на Берлинском кинофестивале достаточно переменчивы: фильм-открытие раскритиковали, Терренса Малика не поняли, а документальный фильм про боснийских беженцев «Флотель«Европа» всем понравился. Еще было невероятное «Такси» иранского режиссера Джафара Панахи, и, кажется, тема такси и его историй неисчерпаема, но дальше обо всем по порядку.
Берлинский кинофестиваль впервые стартовал в 1951 году и с тех пор уже 65 лет подряд является рупором молодого и прогрессивного мирового кинематографа. И я вам скажу, это чувствуется: я в жизни не читала столько субтитров! Сегодня Берлин объединил невероятное количество абсолютно разных фильмов: тут показывают то, что ты просто никогда не увидишь. Сегодня здесь представлено кино из Аргентины, Мексики и Бразилии (забудьте мыльные оперы!), Вьетнама, Филиппин, Тайваня, Индонезии и почти всех остальных стран мира. Есть только одна беда: когда ты на кинофестивале, в сутках все равно остается 24 часа, и объять необъятное все еще невозможно, но ты каждый день упорно пытаешься это сделать.
Похожие материалы:
Однако вернемся к заявленному выше «порядку». В этом году фестиваль открыл фильм Изабель Койшет «Никто не хочет ночи» с Жюльет Бинош в главной роли. Это реальная история Жозефины Пири, жены одного из первых исследователей Северного полюса, которая, будучи образованной и утонченной леди, отправляется на его поиски. История серьезная и даже где-то красивая (пейзажи холодного и безлюдного Севера замораживают, становится холодно даже в теплой куртке), но сам фильм оставляет желать лучшего. Критики разгромили картину в пух и прах и достаточно единогласно сошлись на том, что все держится на таланте Бинош, ее глазах и мимике. К тому же ей невероятно идут меховые шапки и красный цвет.
Немного неожиданным и «выбивающим» из колеи оказался «Мистер Холмс» Билла Кондона. Йену МакКеллену мало было сыграть канонического Гендельфа во всех фильмах про Средиземье, теперь он стал еще и Шерлоком Холмсом, которому 93 года. Фильм ставит перед собой цель «сорвать покровы» с давно полюбившегося героя, показать, что он все-таки человек – он стареет, периодически теряет память, он не умеет красиво излагать мысли на бумаге, как Ватсон, и вообще, все, что о нем было написано, – это выдумки: «Я не курю трубку; предпочитаю сигары». Довольно необычный опыт. Если вы любите Шерлока Холмса и не хотите, чтобы он умирал в вашем воображении, пока не смотрите, привыкните к мысли, что где-то есть престарелый и несовершенный Холмс, чтобы не было больно.
Похожие материалы:
Очень многие питали надежды и горели желанием увидеть новую работу Терренса Малика «Рыцарь кубков» c Кристианом Бэйлом, Кейт Бланшетт и Натали Портман. В самый большой зал кинофестиваля было невозможно попасть, казалось, вся пресса Берлинале сидит и ждет чуда… А чудо оно такое, к кому пришло, а к кому-то и нет. Уже через 20 минут начали появляется одиночки, которые постепенно уходили, а в конце показа кто-то даже выкрикнул: «Awful!» (Ну что за премьера без скандала!) Критика разделилась на «чудо» и то самое “awful”, и в этот день все только и говорили о Малике. И наследующий тоже: перед первым показом в 9 утра за мной сели два джентльмена, немец и итальянец, которые пытались убедить друг друга поменять мнение о фильме – наверное, это и есть та самая «победа»ленты, когда о ней говорят после показа несколько дней. Кстати, прекрасного Бэйла там много, но предупреждаю милых дам: кроме него должна быть еще какая-нибудь веская причина, чтобы смотреть эту картину.
А вообще, после просмотра за день 4–5–7 разных фильмов сложилось общее впечатление, что на планете Земля главными остаются секс, алкоголь и курение. Мир меняется, но, кажется, эти три вещи – универсальны.
И тем не менее фестиваль продолжается: 11 числа тут будет специальный показ уже набившего оскомину еще до премьеры фильма «50 оттенков серого» (куда ж в феврале без него, когда за окном как раз господствует этот цвет), документальный фильм про легенду джаза Нину Симон, Леа Сейду в «Дневнике горничной» и бесконечные часы в предвкушении дальнейших чудес от мирового кинематографа.