Архитектурная бьеннале в Венеции

Маша Хализева делится впечатлениями от посещения архитектурной выставки бьеннале в Венеции.

Говорить о дне сегодняшнем в Венеции - все равно что рассказывать о том, как космические корабли бороздят просторы Вселенной в декорациях пьесы Карло Гольдони. Современная архитектура также далека от застывшего в своем величии города как контемпоральное искусство. Но если многотонную инсталляцию модного азиатского артиста можно завезти в город-музей Тициана, Тинторетто и Тьеполо хотя бы на время, то капитальное строительство не допускают дальше автобусной станции на пьяццале Рома.

Так, в 2008-м эту площадь соединил с городом мост Конституции авангардиста Сантьяго Калатравы. По поводу вопиющей современности строения общественность шумела, шумит и будет шуметь еще пару веков. Как и все другие постройки знаменитого испанца, мост похож на скелет древнего ящера, сложившего голову на длинной шее к изножью здания вокзала Санта-Лючия, построенного во времена правления Муссолини: в Венеции даже фашизм не прошел дальше порога. В городе, который все собирается уйти под воду из-за поднятия уровня Мирового океана и исполинских круизных лайнеров, волны от которых расшатывают трухлявые сваи под местными палаццо, страшно не то что строить, а даже просто делать резкие движения.

Долгое время архитектурная биеннале, проходящая в четные года, оставалась в тени арт-биеннале, от которой, собственно, и отпочковалась почти три десятилетия назад. Считается, что это событие более интеллектуальное и снобское – оно для тех, кому претит базарная шумиха «олимпиады по современному искусству». Так считают даже представители мира моды, которая во многом и повинна в том, что высоколобое мероприятие для культурной элиты превратилось в повод выгулять новинки гардероба и нащелкать selfi в интерьерах вековых палаццо, отданных на растерзание гостям вернисажей.

Вот и первое, что бросается в глаза на архитектурном смотре – количество и качество публики на трехдневном превью, куда зовут только прессу и профильных специалистов. Год назад во время открытия выставки современного искусства вапоретто только чудом не тонули под тяжестью культ-туристов, и забираться в них приходилось расталкивая локтями арт-дилеров в Tom Ford и галеристок в Balenciaga. Интересующихся современным зодчеством гораздо меньше, и дресс-код у них куда скромнее: всем громким брендам здесь предпочитают архитектурный минимализм бюджетной марки COS.

Впрочем, элитарности архитектурной биеннале, похоже, приходит конец. Тревожным звонком в этом смысле стала новость о назначении куратором нынешнего, 14-го по счету смотра голландца Рема Колхаса. Связи с миром моды у этого титулованного архитектора самые тесные: например, он является партнером Миуччи Прада, для которой готовит к открытию музей современного искусства в Милане. Приняв пост, Колхас постановил: архитектура так же интересна, как и современное искусство, и потому нечестно ущемлять ее в правах. Проходить она должна в том же формате, что и артистическая, и не три месяца как раньше, а все шесть, занимая положенные ей по статусу территории в садах Джардини и старых верфях Арсенала.

Рем Колхас

Колхас сказал – Колхас сделал. Помимо сроков проведения и роста масштабов, у архитектурной биеннале впервые появились общие темы - "Fundamentals" для главной выставки и "Absorbing Modernity: 1914-2014" для национальных павильонов. Сам куратор взялся препарировать основы архитектуры, развинтив ее на детали в исследовательском проекте для центрального павильона Джардини, а представители стран-участниц продемонстрировали свое видение эволюции архитектуры на протяжении последних ста лет. Число стран-участниц тоже значительно увеличилось – на 11 новоприбывших, и достигло уже 65 (хозяйке на заметку сообщим, что в прошлогодней арт-биеннале участвовали 88 стран).

В результате получилась мегаэкспозиция, которая, может быть, и не слишком зрелищная, но информационно насыщенная сверх всякой меры. При этом ни на какие эмоции и прозрения, спасающие порой при осмотре арт-выставок, в случае с архитектурой уповать не приходится. Чтобы хоть что-то понять, нужно прочесть объемные аннотации, а к кураторской выставке и вовсе прилагается двенадцать брошюр, каждая из которых посвящена отдельному элементу – от окна и коридора до балкона и туалета. Причем «невоцерковленный» зритель не сразу заметит разницу между артовой и архитектурной биеннале – и там, и там преобладают видео и инсталляция. Разве что архитектурные макеты выдают, но они встречаются не так уж и часто: как и современное искусство, современная архитектура все больше про глобальные и абстрактные идеи, а не про физические объекты. И уж тем более не про то, как украсить мир.

После прошлогодней арт-биеннале, где куратор Массимилано Джони представил колоссальную энциклопедию всякой всячины, в моду явно вошел формат документального исследования. Большая часть проектов этого года представляет собою результат такого себе глубокого бурения. Причем иногда это истории без привычной морали в конце: как если бы археолог вытащил на свет божий все, что удалось отнять у земли, выложил добычу на стол, пронумеровал находки и предоставил зрителю гадать о том, что бы это значило. Самый смелый проект в этом смысле представили португальцы: свой ресёрч о состоянии национального градостроительства они оформили в виде газеты, которую раздавали посетителям Джардини и Арсенала, а в отведенном под павильон пространстве поставили только пару автоматических киосков все с той же прессой.

Центральный павильон

Архитектура -- искусство прикладное и социальное, а потому разговоров вокруг нее куда больше, чем вокруг совриска. Во время биеннального превью круглые столы, панельные дискуссии и прочие говорильни проходили в режиме нон-стоп. Приличную толпу собрал ораторский марафон в павильоне Швейцарии: здесь говорил и давал поговорить другим суперкуратор, второй номер списка самых влиятельных людей арт-мира Ханс Ульрих Обрист. Сам Рэм Колхас в течение двух дней собирал аншлаги в конференц-зале под открытым небом, обсуждая с теоретиками и практиками архитектуры урбанизацию, строительные технологии будущего и консервацию памятников прошлого.

По регламенту обеих биеннале награждение особо отличившихся происходит по окончании пресс-дней в первый день открытия выставки для широкой публики. На архитектурном смотре спортивный азарт ощущается не так остро как на артовом, но все же имена призеров интересуют всех. Так, в этом году высшая награда – «Золотой лев» - досталась огромному авторскому коллективу совместного проекта Северной и Южной Кореи, «серебро» уплыло в Чили, а специального упоминания в наградном листе жюри удостоились павильоны Канады, Франции и России.

После трехдневного вернисажа поток визитеров резко схлынул, оставив после себя недочитанные пресс-релизы, и город опустел. Даже китайских туристов поубавилось: понедельник – наверное, день тяжелый везде, кроме Венеции.

Читайте также:

Жизнь в Венеции

Карнавал, биеннале, кинофестиваль... В сказочном городе на воде всегда найдется что-то интересное для 15 миллионов туристов, которые ежегодно посещают Венецию. Чем в это время заняты местные жители, рассказывает Ольга Клингенберг.


Реклама

Популярні матеріали

Один крем для чутливої шкіри, який допомагає пережити холодний...


Новорічна колекція L’ESKIZZO про внутрішнє сяйво


Обираємо аромат на зиму 2025/26: новинка від парфумерного бренду з...


Читайте також
Популярні матеріали