Приобретающий с каждым годом все больший вес в профессиональных кругах, ОМКФ хочется назвать Украинской киноакадемией, закрыв глаза на его совсем уж юный возраст. Разумеется, дело не в количестве лет, а в подходе. Одесский кинофорум делает упор на сильную конкурсную программу, не забывая также о размахе и зрелищности. По сути это уже не просто фестиваль и летняя школа, а грандиозный рынок и один из главных светских раутов Украины. Пожалуй, лучше всего амбициозность и класс ОМКФ отражены в его концептуальных постерах, выполненных в духе популярной серии Taschen Illustration Now! Так, промоколлаж ОМКФ-2015 создали художники Иван и Василий Костенко, более известные как арт-дуэт Braty. По их словам, эта работа воплощает «мир чувств, загадок и красоты, имя которому — кино».
Впрочем, красота ОМКФ творится не только на постерах и больших экранах фестивальных локаций — ее можно наблюдать непосредственно на красной ковровой дорожке.
Правда, несмотря на создающийся вокруг ОМКФ люксовый ореол, главной его привлекательной составляющей остается именно кино. В этом году на участие в конкурсных программах фестиваля претендовали 670 фильмов из 75 стран (среди них —163 ленты украинского производства), но в борьбу за «Золотого Дюка» вступят только лучшие. Например, датский фильм Bridgend (новая работа молодой актрисы Ханны Мюррей — Джилли из «Игры престолов»). Он основан на реальных событиях — странной цепочке самоубийств среди подростков маленького городка в Уэльсе — и уже был удостоен награды «Лучший дебют» на кинофестивале в Гётеборге. Судьбу «Золотого Дюка» в этом году предстоит решать признанным знатокам кино: сербскому режиссеру Серджану Драгоевичу, польскому продюсеру Дариушу Яблонскому, французской актрисе Жанне Лабрюн, британской звезде трилогии «Хоббит» (роль гнома Кили) Эйдану Тернеру и Сергею Буковскому — украинскому режиссеру-документалисту. Судить украинские фильмы будут директор Парижской видеотеки и Культурного центра Лоранс Хершберг и Елена Ершова — продюсер фильма «Свидания вслепую».
Ни для кого не секрет, что отбирая внеконкурсную программу, организаторы ОМКФ часто останавливают свой выбор на фаворитах крупнейших мировых фестивалей. Так, в топ-секции ОМКФ покажут фильм «Такси», победивший на Берлинале-2015. Это последняя работа иранского режиссера-диссидента Джафара Панахи, воплотившего свой замысел вопреки судебному запрету снимать кино вплоть до 2030 года и домашнему аресту. Дело в том, что в 2010 году Панахи обвинили в подрыве национальной безопасности Ирана и распространении антиправительственной пропаганды, но это не помешало ему продолжать работать: до «Такси» режиссер снял уже несколько кинолент. Например, «Это не фильм» демонстрировали в Каннах — друзья Джафара вывезли из Ирана флешку, спрятав ее в торте.
Еще один берлинский козырь внеконкурсной секции ОМКФ — фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», в котором состоялся актерский дебют Луи Франка, лидера группы Esthetic Education. Интересно, что лента находилась в производстве более пяти лет и была отобрана в конкурсную программу Берлинале еще до завершения монтажного периода. Она получила «Серебряного медведя» за выдающийся вклад в киноискусство, что является также прямой заслугой украинского оператора фильма Сергея Михальчука.
ОМКФ традиционно организовывает особенные события. Итак, гала-премьеры этого сезона: долгожданный широкоэкранный выход обладателя четырех «Оскаров» — фильма «Бёрдмен», показ прогремевшего в Каннах нового шедевра гениального итальянца Паоло Соррентино — фильма «Юность» с Майклом Кейном, Рэйчел Вайс, Джейн Фондой и Алексом МакКуином.
Состоятся и сеансы open-air на легендарной Потемкинской лестнице, где 11 июля все желающие смогут увидеть лучший документальный фильм «Человек с киноаппаратом» — работу советского авангардиста Дзиги Вертова 1929 года, актуальную до сих пор. Кстати, во время киноперформанса команда ОМКФ намерена зарегистрировать новый рекорд Гиннесса — «Самый массовый кинопоказ под открытым небом», так что рекомендуем всем желающим войти в историю.
Не менее выдающимся событием обещает стать и специальная программа «Люмьер!», прибывающая в Одессу прямиком с Лазурного Берега Франции. Это 114 тщательно отреставрированных мини-фильмов от отцов-создателей кинематографа (хронометраж каждого сюжета составляет 52 секунды). К слову, покадровое восстановление данной программы (общая длительность — полтора часа) заняло у профессионалов Института Люмьер пять лет!