Украинцы в мире. Оперная певица, племянница Соломии Крушельницкой Ира Маланюк

Украинцы и украинки, которые меняли мир

Во время Второй мировой войны 25-летняя украинская оперная певица Ира Маланюк под предлогом записи в студии в Вене уезжает из Львова, не зная, что в следующий раз вернется домой уже после обретения Украиной независимости. Она хотела посвятить свою жизнь музыке и стать известной певицей. Но какую цену ей пришлось заплатить, чтобы добиться того, к чему она стремилась? Автор телепроекта об известных украинцах в Европе и Telegram-канала Back to the Roots Анна Лодыгина отправилась на поиски ответа в Австрию.

Фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце

«Посмотрите, на этом фото Ира в роли Азучены, а это фотография из оперы "Свадьба Фигаро" 1946 года». — Германн Беке протягивает мне черно-белый снимок. «Ира в платье?» — спрашиваю. «Нет, в платье всемирно известная сопрано Мария Чеботарь. А рядом с ней юная Ира Маланюк, которой доверили сыграть роль Керубино». Уже больше часа мы сидим с Германном Беке в архиве Университета музыки и театрального искусства в Граце. Именно здесь хранится почти все наследие украинской оперной певицы Иры Маланюк: ее письма, личные вещи, заметки, фрагменты костюмов, в которых она выступала на лучших сценах мира, награды, сама почетная из которых — титул Kammersängerin от министерства культуры Баварии и правительства Австрии; и, конечно, богатый фотоархив.

«Помню, как говорил ей, когда она уже болела: "Ира, тебе нужно написать завещание, кому и что должно отойти". Поскольку она долго жила в Цюрихе, ее банковская ячейка с ценными вещами и бумагами находилась там. Но Ира не любила заниматься такими делами, поэтому хотела, чтобы я забрал все это и перевез в Украину», — вспоминает Германн, который дружил с Маланюк много лет.

Фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце

Архив Иры на ее Родину так и не удалось вывезти, поэтому он поселился в университете Граца, где она преподавала около 20 лет после завершения сценической карьеры.

Когда я сделала запрос в Грац с просьбой просмотреть наследие Маланюк, была поражена экстремально быстрым ответом.

«Приезжайте! Мы все покажем, очень рады, что украинцам интересно узнать больше об их звезде оперной сцены. Еще вам нужно обязательно поговорить с Германном Беке, который очень хорошо ее знал. Ему 78 лет, но он с радостью встретится с вами».

С волнением уже через неделю я приехала в Австрию.

Об Ире Маланюк я узнала случайно, читая биографию другой известной украинской оперной певицы Соломии Крушельницкой. Оказалось, что у Соломии была племянница, с которой она, правда, никогда не виделась, поскольку до Второй мировой жила в Италии и гастролировала по миру. Племянницу звали Ирой, и она пошла по пути своей известной тети. Мечтая с детства о большой сцене, она училась в консерватории при Польском Музыкальном Обществе имени Монюшко в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), потом дважды в неделю ездила на уроки вокала к знаменитому басу Адаму Дидуре. И наконец, в двадцать лет дебютировала на сцене Львовской оперы. Успех был настолько ошеломителен, что Ире и еще трем певцам предложили контракт с Варшавской оперой.

Фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце

Вместе со старшей сестрой Эльзой Ира уехала в Варшаву. Первое выступление было запланировано на 1 сентября 1939 года — конечно же, оно так и не состоялось. Утром в тот день немецкие войска вошли на территорию Польши. Началась Вторая мировая война. Ира с сестрой была вынуждена пешком бежать из Варшавы обратно в Станислав. Там она начинает выступать, а позже становится солисткой во Львовской опере. Пережив оккупацию Львова нацистами, как и другие певцы, Ира вынуждена была выступать в спектаклях для немцев и отдельно для местных. Интересно, что именно в этот период ее репертуар очень обогатился украинскими композиторами — она исполняла обработки народных песен, произведения Лысенко, Степового и Сичинского.

Ситуация во Львове была тревожной. Чудом добившись разрешения на выезд в Вену, Ира отправляется на студию к известной певице Анне Бар-Мильденбург. Юная девушка и подумать не могла, что в следующий раз увидит свой дом уже после завершения своей головокружительной карьеры, когда Украина будет независимой!

Критики называли голос Маланюк завораживающим и отмечали, что он покорил крупнейшие театры мира. Сценическими партнерами Иры были величайшие певцы ХХ века, такие как Элизабет Шварцкопф и Марио Дель Монако. Она работала с лучшими дирижерами, в частности с Гербертом фон Караяном, самым влиятельным капельмейстером мира по версии The New York Times. Впрочем, на Родине о ней известно катастрофически мало. Поэтому больше я надеялась узнать именно в Граце.

Фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце

«Ира была очень известной певицей, но в личной жизни была очень скромной, без капли тщеславия. Это то, что я ценил в ней больше всего», — первое, что говорит мне при встрече товарищ Иры, 78-летний Герман Беке.

Он впервые увидел ее, когда был еще школьником. Тогда на сцене Грацкой оперы она выступала в роли Кармен как приглашенная звезда. Через десять лет после этого Германн стал ее студентом в Грацком университете, где Маланюк преподавала.

«Она в совершенстве владела техникой пения. Ни я, ни любой другой из ее студентов не забудет, как во время экзамена она сидела с всегда приветливым и добрым лицом, что бы ни происходило. Но когда встречалась с нами наедине, то была строга и до мелочей рассказывала, где и что ты сделал не так», — улыбаясь вспоминает Беке.

Впоследствии Герман занял в учебном заведении должность директора, и они начали работать вместе с Ирой. Их учительско-ученические отношения переросли в дружбу, которую они сохранили до последних дней. Иры Маланюк нет уже 13 лет, а Германн до сих пор до мелочей помнит все истории, которые она ему рассказывала.

«Ира эмигрировала в Австрию вместе с сестрой. У них всегда был панический страх перед россиянами, поэтому она не хотела жить в Вене, которая после Второй мировой оказался под оккупацией советских войск».

Получив приглашение от мэра Граца занять позицию солистки в местном театре, она с радостью согласилась. Тем более вместе с контрактом ей предлагали достойный на то время гонорар и аренду двухкомнатной квартиры.

Фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце

Дебютировать на сцене Граца Ира должна была в опере «Трубадур» Верди в роли Азучены. Дирижер спросил ее, исполняла ли она когда-нибудь эту партию. «Да, мне только нужно несколько репетиций с оркестром», — ответила певица. И через несколько дней под громкие овации выступила перед публикой, получив комплиментарные отзывы от критиков в прессе. Уже в зените славы много лет спустя она призналась дирижеру, что на самом деле никогда не исполняла партию Азучены.

Опера Граца стала трамплином для карьеры Маланюк. Спустя 2 года она получила приглашение от Цюрихской оперы. Затем выступала в лучших театрах мира, включая Ла Скала и Мюнхенскую оперу. Ее график был плотным. Она жила в поездах, потому что могла дать несколько выступлений в неделю в разных городах и странах. У Иры был не только прекрасный голос, но и великолепный артистический талант и большой репертуар от Моцарта и Штрауса до современных произведений — очень разных по сложности и стилю. Не каждая певица могла с этим справиться.

Ира Маланюк во Львовском национальном академическом театре оперы и балета, 1994 год (фото из архива Университета музыки и театрального искусства в Граце)

Жалела ли Ира, что не имеет собственной семьи и детей? Германн Бекке утвердительно кивает головой. «Да, она часто говорила мне, что карьера и пение — это самое важное в ее жизни. Но ей не хватало семьи». Это и была цена, которую Ире пришлось заплатить, чтобы осуществить свою мечту и стать известной оперной певицей. Маланюк дважды была замужем, но оба брака не сложились. Реализовать свои материнские чувства Ира частично смогла, когда от рака умерла ее сестра и она стала опекуном ее приемной дочери Андреа. Впрочем, свою жизнь Маланюк посвятила сцене, а после последних двадцати лет работы на сцене Венской оперы — студенчеству, а именно Университету музыки и театрального искусства в Граце, где она преподавала. Отдавая дань уважения памяти о ней, учебное заведение назвало одну из учебных аудиторий имени Иры Маланюк. Ощутить ее присутствие заставляет достаточно реалистичный портрет, висящий на стене. Создается впечатление, что она смотрит именно на вас тем самым приветливым, но сканирующим взглядом, о котором рассказывал Германн Беке.

Пела ли Ира украинские песни? «Всегда! Ира часто давала вечерние концерты и исполняла там украинские песни, — говорит Германн и показывает мне еще одну фотографию: — Это 80-летие Иры. Здесь она изображена с профессором Лео Витушинским, гитаристом. Видите, они держат бокалы с шампанским в руках и поют гимн Украины». Символично, что последнее публичное выступление Иры Маланюк состоялось в Вене в 1976 году — его программа состояла преимущественно из обработки украинских народных песен. В частности, «Реве та стогне Дніпр широкий» на стихи Тараса Шевченко.

Фото из личного архива Германна Беке

На протяжении своего карьерного пути Ира сделала больше, чем могла любая другая певица. Современные исполнители до сих пор удивляются, как можно было, например, спеть 270 спектаклей в Folks Opera и 212 в Вене всего за пять лет. Но она сделала карьеру не только в оперном пении, но и в значительно отличающемся камерном.

Чтобы добиться успеха в карьере солиста, необходимо сохранять очень тонкий баланс между большими амбициями и самокритичностью. Ира Маланюк имела к этому природные способности. Она была бесстрашна и невероятно трудолюбива. Эти качества сделали из очень усердной ученицы певицу с мировым именем.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы