Сегодня, 31 марта, свою 101 годовщыну празднует театр «Березиль» — оплот авангардного духа новой эпохи, созданный Лесем Курбасом на базе труппы «Молодого театра». Со дня основания «Березиль» расширял границы классического понимания театра, создавал новое творческое мышления и воспитывал осознанного зрителя.
Лесь Курбас
«Театр должен быть таким, каким общество должно быть завтра», — говорил Лесь Курбас.
Известный режиссер считал, что миссия театра — приучить зрителя думать, изменить его сознание, воспитать в нем принципы, поэтому значительное внимание уделял взаимодействию с ним, выстраиванию диалога. Для исследования настроений публики Курбас придумал несколько способов: анкетирование и наблюдение сотрудников театра за реакцией людей в зале.
Все постановки Курбас и актеры ставили на свои средства, без профессиональных декораций и расшитых костюмов, но то, что происходило на сцене, захватывало зрителей и провоцировало вспышки литературных дискуссий. Во времена своего расцвета «Березиль» насчитывал 6 актерских студий, около 400 сотрудников, режиссерскую лабораторию, мюзик-холл, музей и даже журнал «Баррикады театра».
Театр прославился своими талантами, среди которых Амвросий Бучма, Марьян Крушельницкий, Наталия Ужвий и Валентина Чистякова. После переезда «Березоля» в Харьков сформировалась «святая троица» театра: режиссер Лесь Курбас, драматург Николай Кулиш и художник Вадим Меллер. Их плодородное сотрудничество меняло каноны театра и рождало пьесы, в которых переплетались экспрессионизм, символизм и авангард.
За 10 лет совместной работы Леся Курбаса и Николая Кулиша было создано 14 пьес, часть из которых, к сожалению, утрачена. Жемчужинами этого периода стали «Народный Малахий», «Мина Мазайло» и «Маклена Граса». В тоже время именно они стали повод к разворачиванию кампании травли творцов и ликвидации театра «Березиль» в 1935 году.
«Одна пуля для Николая Кулиша и Леся Курбаса», Юрий Журавель
Лесь Курбас и Николай Кулиш заплатили за свое творчество жизнью. Обвиненные в «буржуазном национализме» и «искажении советской действительности», они были отправлены в Соловецкий лагерь, где, как и другие представители расстрелянного возрождения, отошли за грань вечности.