7 самых смелых и скандальных портретов Елизаветы II и истории, которые стоят за ними

Такой мы королеву еще не видели

12 октября в кинотеатрах Киева, Львова, Одессы, Харькова и Днепра стартует прокат документальной ленты фотографа Фабрицио Ферри «Портрет королевы», которая исследует ее знаковые фото, вошедшие в историю, и раскрывает детали их создания.

В течение жизни Елизавета II фотографировали бесчисленное количество раз, а ее портретов насчитывается почти 1000. Среди них мы выбрали те, которые поражают своей необычностью, смелостью, а порой и откровенной противоречивостью.

Съемка для журнала Observer, 1967 год

Фотограф Дэвид Монтгомери

Дэвид Монтгомери был первым американцем, который фотографировал Ее Величество. Но этого могло и не произойти — как только ему предложили снять королеву для Observer, его первой реакцией было: «Я не смогу, у меня ничего не получится». Однако Монтгомери преодолел волнение и показал королеву с неожиданной стороны. В его объективе Елизавета II — не икона времени и непоколебимый образ монархии, а живой человек в повседневных делах. И с любимыми корги! Монтгомери рассказал, что не мог поверить своим глазам, когда увидел, как королева прилегла на полу у камина рядом с четвероногими. «После этой съемки я больше никогда не боялся, потому что в тот день я сжег свою нервную систему», — вспоминает Дэвид.

«Королева с зеркалом», 1984 год

Фотограф Юсуф Карш

Канадского фотографа Юсуфа Карша считают одним из самых выдающихся портретистов XX века. Он сделал знаменитый портрет Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны, который назвал «Рычащий лев». Елизавету II Карш впервые фотографировал еще принцессой, когда ей было всего 18. В течение следующих лет он еще не раз делал ее официальные портреты. Особое внимание привлекает изображение королевы, на котором она держит зеркало. Отраженное изображение создает эффект сказочности и придает портрету глубины.

«Легкость бытия», 2012 год

Фотограф Крис Левин

Крис Левин сделал сотни фотографий знаменитостей, но точно войдет в историю именно как автор голографического портрета Елизаветы II. Особенно впечатляет одно фото из серии «Невозмутимость» — то, на котором королева изображена с закрытыми глазами, в момент передышки между кадрами.

«Это каким-то образом переносит зрителя в сферу духовного, выходит за пределы физического и передает ощущение легкости бытия. Название пришло ко мне во время медитации. Марио Тестино сказал мне, что это самый красивый образ королевы, который он когда-либо видел, и вдохновил меня показать его миру», — делится фотограф.

«Королева», 2000 год

Художник Люсьен Фрейд

Британский художник Люсьен Фрейд — один из самых уважаемых художников своего времени. Его портреты лишены комплиментарности, они строго натуралистичны и экспрессивны. Таким и получился портер Елизаветы II — смелым и радикальным. Работу восприняли по-разному, для кого-то это было «честнейшим изображением монарха», а кто-то окрестил портрет «неутешительной пародией». В частности, редактор British Art Journal писал, что Люсьен Фрейд зашел слишком далеко: «[Королева] похожа на одного из ее корги, который перенес инсульт. Это огромная ошибка». Если верить биографам королевы, сама Елизавета работой с художником была довольна: «Мне очень понравилось наблюдать, как вы смешиваете краски».

Портрет из серии «Королевы, которые правят», 1985 год

Художник Энди Уорхол

Энди Уорхол в привычной для себя манере помещает Елизавету II в поп-арт среду, наделяя ее статусом поп-звезды и иконы современности. Он и сам однажды говорил, что стремится быть таким же известным, как королева Англии. Шелкографическое изображение сделано на основе официальной фотографии королевы, выполненной Питером Грюгеном в Виндзорском замке к Серебряному юбилею в 1977 году.

«Королева», 1997 год

Художник Джастин Мортимер

«Обезглавленная» королева в исполнении Джастина Мортимера — едва ли не самый мятежный подход к изображению монарха. Многие увидели в этом более глубокие смыслы, чем просто «отрубленная голова Елизаветы». Критики говорили о том, что работа наталкивает на размышления о сломанном образе монархии в современной эпохе. Сам Мортимер утверждает, что прежде всего речь шла о том, чтобы избавиться от присущего королевским портретам классицизма, в котором не чувствуется жизнь. Он стремился заглянуть за фасад монархии и добавить больше динамики в портрет: «Мой опыт восприятия королевы состоит в том, что мы здесь, в мире, а она где-то там, вдали от нас, во дворце. Но если бы ее дядя не отрекся от престола, то она была бы сейчас тренером лошадей в Сандрингеме или что-то в этом духе».

«Сны и кошмары королевы», 2006 год

Художник Джордж Кондо

Еще один пример «непочтительного» портрета Елизаветы II, на котором она напоминает детскую куклу-капусту. Кондо известен сюрреалистическими и гротескными портретами, отличающимися авторским чувством юмора. Он никак не пытался высмеять монархию, скорее просто вызвать ухмылку у каждого, кто будет смотреть на портрет королевы. Директор галереи Hayward Gallery утверждает: «Есть много людей, считающих, что серьезное искусство не может быть юмористическим. Это люди, которые не понимают, что такое трагикомедия».

Текст: Анастасия Сидько


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы