Мода не стоит на месте: она приспосабливается к вызовам реальности и меняется в соответствии с требованиями времени, реагирует на внешние обстоятельства и отвечает на общественные течения.
На рубеже ХІХ и ХХ веков Украина все еще находилась под властью двух империй, стремительно приближавшихся к распаду. Жители городов на западе Украины в своем стиле тяготели к Австро-Венгерской империи, а центральных и восточных областей — к Российской. Однако у них были и общие черты: европейский модерн и восточная любовь к ярким цветам, изысканный вкус и элегантность.
Сегодня мы разберем гардероб украинской мещанки начала ХХ века.
Модные центры Украины
Источник: kyivhistorymuseum
Украинские города не были мировыми столицами моды, однако были ее центрами. В начале ХХ века здесь уже были модные магазины и ателье на любой вкус и кошелек. Киевские паны и пани могли посетить Торговый дом австрийского купца Макса Мандля, который располагался в Старом Пассаже на Крещатике. Полки магазина предлагали широкий ассортимент женской, мужской и детской одежды, униформ и платьев в стиле модерн.
Современная улица Сагайдачного славилась портнихами и модистками. Украинцы покупали разнообразные материалы в Европе и Персии и, вернувшись в Киев, отдавали их в ателье для создания стильного наряда.
В те времена Франция была популярной из-за платьев, костюмов, шляпок и кружевного белья, а Лондон славился большим ассортиментом тканей и шалей из кашемира. В Германию ездили за серебряными и бисерными сумками, в Турцию — за изделиями из кожи и меха.
Источник: kyivhistorymuseum
С особым усердием западноевропейские тенденции отслеживали во Львове. Жители города воспроизводили их и популяризировали. Киевлянки одевались ярче немок, австриек и других европейских дам, а одесситки предпочитали еще более красочную одежду.
В канун Первой мировой войны во Львове возникла сеть школ, прославившаяся портняжным делом. Сложные модели разрабатывались в Dom mod, а кооперация «Труд» создавала одежду для широкого круга мещан. Именно в последней работала бабушка командира УПА Романа Шухевича — талантливый модельер Гермина Шухевич.
Стоимость гардероба украинского фешиониста
Источник: kyivhistorymuseum
Модная одежда в начале ХХ века стоила дорого, поэтому украинские дамы не могли себе позволить часто обновлять гардероб. Цена зависела от использованных материалов, фасона наряда и мастерства портнихи.
К примеру, каталог «Мерилиз» в 1913 году предлагал следующие суммы:
- женская шляпка — от 12 до 15 рублей,
- платье на выход — 85 рублей,
- блуза — от 7 до 15 рублей,
- женские зонтики — от 11 до 14 рублей,
- кожаные туфли — от 2,9 до 4,4 рублей,
- корсеты — от 6,8 до 15,5 рублей.
Для того чтобы приобрести женскую шляпку, рабочий должен был работать примерно полмесяца, а цена платья равнялась стоимости месячной аренды шестикомнатной меблированной квартиры в престижном районе столицы.
Главные тренды мещанской моды начала ХХ века
Источник: kyivhistorymuseum
Модерновые течения в этот период проникали глубоко во все сферы культуры и искусства: живопись, литературу, музыку, архитектуру, театр — поэтому, конечно, не обошли они стороной и моду.
Главными трендами женской одежды были корсет, сильно стягивающий талию, пышные головные уборы, кружево и зонтики, которые использовали в качестве аксессуара. Наряд должен был подчеркивать формы дамы, которая его носила.
Образы украинских мещанок, в отличие от крестьянок, не были практичными и функциональными. В противоположность просторной и удобной одежде жительниц сел украинки в городах носили элементы одежды, которые не только не позволяли заниматься каким-либо физическим трудом и создавали неудобства при передвижении по лестнице, но и мешали есть.
Источник: kyivhistorymuseum
В начале ХХ века украинки носили тугие корсеты, которые нельзя было надеть без чьей-то помощи, а поверх надевали платье, часто состоящее из двух частей. В моде был силуэт, напоминавший латинскую букву S. Для достижения этого эффекта женщины надевали удлиненные колокольчатые юбки с шлейфом, украшенные лифы и закрывали шею.
Мещанский образ фэшиониста дополняли эффектными шляпками с перьями, цветами или даже чучелами птиц.
Источник: kyivhistorymuseum
В 1910-х годах в противовес старой тенденции начала зарождаться новая: отказ от усложненных элементов. Одной из первых вещей, от которых с удовольствием избавились мещанки, был тугой корсет. Женщины сначала подпоясывались широкими поясами, а впоследствии и вовсе отказались от них в пользу платьев-балахонов.
Украинские иконы стиля
Всемирно известная оперная певица Соломия Крушельницкая сегодня входит в список самых известных женщин Украины. Она покорила оперные театры Италии, Испании, Франции, Польши, Австрии, Португалии, Аргентины, Чили и Египта. Однако немногие знают, что Соломия была одной из главных украинских фэшиониста начала ХХ века. На ее фото можно увидеть трендовые женские шляпки, украшенные лентами и перьями, кружевные платья, блузки и корсеты.
Активно моду пропагандировали сестры Ольга и Елена Кульчицкие, которые занимались изобразительным искусством и стояли у истоков возрождения украинского ковроткачества. Образы женщин отличались эффектными шляпками. Следуя модным тенденциям, сестры подчеркивали талию корсетами и широкими поясами, а также предпочитали одежду с закрытой шеей.
После Первой мировой войны женская мода претерпела радикальные изменения: наряды стали функциональными и простыми. С приходом советской власти на территорию Украины модная одежда стала считаться буржуазным пережитком, от которого нужно немедленно избавиться.