Почему образование «на часі» и как его восстанавливали в 2023 году. Колонка соосновательницы фонда savED Анны Новосад

Важная тема

Россия сражается с нами во всех контекстах: на фронте и в инфополе, на международных форумах и в ТикТок. Нет, пожалуй, ни одной сферы нашей жизни, которую бы страна-агрессор не хотела разрушить. Где-то ее террористические действия наглядны, как в случае с ударами по энергетике и отключениями света как следствие. А где-то, как в образовании, на первый взгляд, незаметны, но не менее разрушительны.

Только за первый год большой войны Россия разрушила или существенно повредила более 1500 украинских школ. Другими словами, каждая десятая школа стала целью атак россиян. В Чернигове повреждены 25 из 34 общих средних, а две снесены до фундамента авиабомбами. В Николаевской области россияне уничтожили 19 школ, еще 119 нуждаются в капитальном ремонте после обстрелов. Самые большие образовательные разрушения в Харьковской области: там уничтожены или повреждены уже почти 50% всех школ.

Ученик черниговской школы №21 на фоне родного разрушенного учебного заведения

Это ущерб на сотни миллионов долларов. Но хуже всего, что за этими цифрами стоят реальные дети, де-факто четвертый год не имеющие базового права — на качественное офлайн-обучение. Сначала два года пандемии и постоянные карантины. А теперь уже второй учебный год в условиях полномасштабной войны.

В этом сентябре только половина украинских школьников смогли стартовать обучение в офлайне. Остальные — а это почти 2 миллиона учеников — вынуждены учиться онлайн или в смешанном формате. Причины этому разные. Дети из освобожденных населенных пунктов — скажем, Николаевщины или Харьковщины — просто не имеют в своих городах или селах ни одной уцелевшей школы. В свою очередь маленькие жители приграничных, а следовательно, не очень безопасных поселков Черниговщины не могут учиться офлайн согласно законодательству. Разве что при наличии полноценного укрытия — а такие имеет далеко не каждая украинская школа.

Убеждена, что Россия очень четко понимает стратегическую важность образования. Иначе не внедряла бы так молниеносно российские «учебные программы» в оккупированных украинских школах. Таким же циничным является долгосрочный расчет на последствия уничтоженного доступа к образованию. Украинцы, которые не обучаются, — это тяжелый удар по способности государства восстанавливаться и развиваться. И первые грустные ласточки уже прилетели. 5 декабря вместе с остальным миром Украина презентовала результаты международного сравнительного исследования качества образования PISA (Programme for International Student Assessment). Это мировой эталонный способ для стран оценить свои системы школьного образования в глубинный и сравнимый с другими странами способ. PISA оценивает грамотность 15-летних учеников в ключевых образовательных областях — чтении, математике, естественно-научных дисциплинах — и определяет степень овладения подростками способностью применять собственные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Согласно исследованию, только 58% украинских учеников достигли базового уровня математической грамотности, 59% учеников — базового уровня в чтении, показатель по естественнонаучным дисциплинам — 66%. И это тревожный звоночек.

Видеокампейн savED об учениках поврежденных школ Чернигова и Михайло-Коцюбинского

Второй тревожный звоночек — дискриминация наших детей по месту рождения. Учащиеся из сельской местности отстают от своих сверстников из крупных городов в читательской грамотности почти на 5 лет, в естественнонаучных дисциплинах — на 4, по математике — на более 4,5 лет обучения.

Подумайте об этих фактах не как об отвлеченных цифрах, а как о реальных потерях. От образования украинских детей зависит наше будущее. Это не громкие слова. Сегодняшние дети — восстановители нашей страны в послевоенный период. Они будут развивать наши кибертехнологии, менять оборонку, отстраивать многоэтажки и т.д. И дать им качественное образование сейчас — значит вложиться в свое же будущее. Звучит несколько эгоистично? Может быть, но правдиво.

Вернуть детям право на образование здесь и сейчас, не дожидаясь завершения войны, — лейтмотив фонда savED. Сейчас мы скорая образовательная помощь для школьников и школьниц Киевщины, Черниговщины, Николаевщины. Есть несколько направлений работы: создаем цифровые образовательные центры и временные школы, обустраиваем подземные укрытия, помогаем подросткам воплощать социально важные проекты. А еще, что очень важно, вместе с инфлюенсерами развиваем донатную культуру в Украине. И коммуницируем, что образование — «на часі». Ниже коротко пробегусь по каждому из направлений.

Направление №1. Цифровые образовательные центры, они же «Вулики»

«Вулики» — это наша скорая образовательная помощь для переживших оккупацию городов и сел. Это отремонтированные образовательные пространства, где есть все необходимое для учебы и досуга: крутые украиноязычные книги, дидактика, гаджеты, что особенно актуально на фоне того, как россияне разграбили многие наши населенные пункты, которые захватывали. Кроме того, мы нанимаем тьюторов, чтобы они занимались с детьми в пространствах.

Такие центры от savED работают уже в более чем 50 населенных пунктах Черниговщины, Харьковщины, Днепровщины, Николаевщины, Киевщины. Мы в savED уделяем особое внимание крошечным селам, куда решится доехать не любая благотворительная инициатива. Но там есть дети, даже если их всего 80 или 100. И они нуждаются в нашей поддержке.

Новооткрытый «Вулик» в селе Висунск Николаевской области

Направление №2. Временные школы

Это образовательные пространства, помогающие детям вернуться к обучению здесь и сейчас. Временные школы мы обустраиваем в домах культуры или любых других уцелевших коммунальных помещениях, которые позволят использовать власти деоккупированных городов и сел. К слову, в 2024 году запускаем новое направление работы вместе с командой IREX — будем устанавливать модульные школы. Первые 10 появятся на Николаевщине, Харьковщине, а также в Богдановке Киевской области.

Направление №3. Подземные укрытия

Если «подземное образование» с нами надолго, то мы хотим сделать его как можно более комфортным для учеников. Укрытия от savED — полноценные образовательные пространства: с вентиляцией, хорошим освещением и туалетами.

Обустроенное укрытие в Николаевском лицее имени Олега Ольжича

Направление №4. Программа развития гражданского мышления у подростков UActive

Наша 8-недельная программа гражданского образования, дизайн-мышления, проектного менеджмента для тинейджеров. Участники проекта учатся создавать проекты, которые улучшат жизнь в их общинах. Лучшие из них получают от нас и партнеров стартовое финансирование на осуществление идей. Это отличная возможность для старшеклассников из пострадавших от войны общин приобщиться к восстановлению страны.

Направление №5. Развитие донатной культуры в Украине

Поддерживать ВСУ — это непременная часть нашей рутины, наш приоритет и долг. В то же время, важно мотивировать людей поддерживать и другие критически важные сферы. Как благотворительный фонд, осознаем: должны делать это креативно и с привлечением лидеров мнений.

Так, летом мы запустили сбор с «Украинской правдой» на обустройство укрытия в лицее №55 Николаева. Средства привлекли благодаря аукционам встреч, розыгрышу картины Сергея Майдукова, креативным активностям в соцсетях. Нам удалось собрать 4 миллиона гривен — и это действительно вдохновляет! Кстати, наша инициатива привлекла внимание Фонда Сore актера Шона Пенна, закрывшего сбор, добавив оставшиеся необходимые 50% средств.

А вот спецвыпуск «20:23» Жени Яновича о Снегиревке в Николаевской области менее чем за сутки собрал 1,5 миллиона гривен на обустройство части укрытия в Снегиревке! А «Ощадбанк» и VISA, вдохновившись сбором, удвоили эту сумму.

Кадр по спецвыпуску «20:23» Жене Янович об образовании на Николаевщине

Алина Качоровская, основательница бренда Kachorovska, разработала уникальную коллекцию обуви для проведения аукциона. И все это — чтобы поддержать команду UActive из деоккупированного Михаило-Коцюбинского на Черниговщине. Благодаря собранным 170 тысячам гривен в школе доделают спортивное пространство для детей, а также для ветеранов поселка.

Все эти кейсы — о важности совместных действий. Вся работа нашего фонда — об образовании, которое всегда актуально и которое должны поддерживать. Ибо мы видим на примере врага, что происходит, когда им пренебрегают.

Автор: Анна Новосад, соосновательница и стратегический директор благотворительного фонда savED


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы