Katimo — украинский бренд, не требующий представления, поскольку лаконичные, стильные вещи в стиле интеллектуального минимализма и функционального изящества с деликатными деталями носит вся фэшен-общественность как в Украине, так и за ее пределами.
Коллекции бренда, основанного в Киеве в 2015 году, посвящены самобытности женщины и поиску настоящей красоты в противоположностях. Сила и легкость, феминность и маскулинность, прошлое и будущее встречаются в единственном визуальном нарративе Katimo. Каждая коллекция разработана и изготовлена в историческом районе Киева, недалеко от флагманского магазина Katimo на улице Рейтарской, где находится и кафе Katimo Cafe, где можно увидеть самую модную тусовку города.
Шеф-редактор сайта ELLE.UA Екатерина Попова расспросила основательницу бренда Екатерину Тимошенко об основании бизнеса в Украине, о производстве, сложностях, моде и о том, как это — создавать, креативить и вести бренд во время войны.
Статистика
Сколько коллекций с момента основания вы выпустили?
Пришлось сосчитать. 46 коллекций за 8 лет.
Сколько съемок за это время вы сделали?
Около 80, потому что часто съемка одной коллекции занимает несколько съемочных дней и состоит из разных частей: каталога, лукбука, предметной съемки и кампейна.
Какая ваша самая любимая вещь бренда Katimo?
Вся верхняя одежда.
Сколько часов в среднем вы работаете каждый день?
В среднем около 10 часов. В субботу и воскресенье стараюсь не работать, но выходит не всегда. Я люблю отдыхать, но не умею не работать.
Сколько человек работает над брендом Katimo?
Около 50.
Самая популярная вещь вашего бренда?
Мне сложно выделить что-то одно, в каждой коллекции есть бестселлеры, которые становятся самыми популярными моделями на несколько сезонов. Сейчас это корсеты, вещи из денима и платье September.
О бизнесе
Легко ли начать свой fashion-бизнес в Украине?
Я не могу дать объективный ответ на этот вопрос, потому что у меня есть опыт основания бренда 8-летней давности. Нам тогда было не сложно, потому что рынок не был таким перенасыщенным, как сейчас, и вообще, тогда мы не рассматривали наши действия, как начало бизнеса. Это было развлечение, органично переросшее в предпринимательство. Если бы мы делали это сейчас, так же не имея соответствующего опыта, то думаю, было бы гораздо сложнее.
Чем вы занимались до того, как запустили Katimo?
Я работала консультантом в магазинах одежды, менеджером интернет-магазина, копирайтером, продавцом, стилистом и байером. Это был интересный и разнообразный путь, объединяющий один факт: вся моя деятельность всегда была сосредоточена вокруг одежды и моды.
Если бы вы могли вернуться к началу карьеры, вы бы что-то изменили?
Абсолютно нет. Я люблю все свои ошибки и искренне считаю, что они были мне нужны. По натуре я очень любознательна и никогда не ищу простые пути. Я не верю в то, что можно построить карьеру по инструкции из бизнес-книги или опираясь на чужой опыт. Я верю лишь в то, что ошибки являются неотъемлемой частью пути, которая делает нас нами более сильными, чем вчера. Но если бы я могла дать себе совет в то время, то он был бы единственным — верь своим ощущениям и доверяй собственному вкусу.
Какие профессиональные вызовы стоят перед вами сегодня, по вашему мнению?
Работать и активно развивать бизнес в условиях войны и является наибольшим профессиональным вызовом. Пусть это прозвучит слишком амбициозно, но сейчас я чувствую нашу компанию частью той движущей силы, которая поможет нашей стране доказать всему миру, какая мы сильная и мощная нация.
Расскажите о лучших, а также о самых сложных аспектах работы дизайнера.
Меня делает счастливой лишь факт того, что я имею возможность воплощать в жизнь свои идеи. Я обожаю каждый этап своей работы, начиная от создания общего концепта коллекции до съемки кампейна. Самый любимый этап — это первая примерка сэмплов. Их было уже множество, но каждый раз для меня это настоящая магия, когда идея оживает и принимает физическую форму. Самое сложное, пожалуй, это то, что не всегда удается найти те материалы, которые я себе представляю для определенной модели, и поэтому иногда приходится адаптировать идеи под наличие тканей на фабриках, с которыми мы сотрудничаем.
Какие три привычки помогают вам подольше оставаться в ресурсе? Расскажите о своем тайм-менеджменте.
У меня очень хорошо выстроен внутренний диалог, поэтому я всегда чувствую предел усталости и знаю, что делать с собой в таких случаях. Самый простой способ восстановиться — это побыть наедине, принять душ, заняться какой-нибудь приятной рутиной. Иногда очень хорошо работает — бежать за город, побыть поближе к природе, посидеть у озера. Когда я понимаю, что потеряла очень много энергии, я уезжаю в путешествие, например, в Париж. Последнее влияет на меня магически, я возвращаюсь полностью обновленной и заряженной.
Кроме главной роли креативного директора и дизайнера бренда, я еще и совладелица бизнеса, поэтому должна решать много организационных вопросов, принимаю участие в создании стратегии развития и контролирую множество процессов. Поэтому часто имею ненормированный рабочий день, могу работать день и ночь, без выходных и, как показал прошлый год, без отпусков. Горящие своим делом, поймут меня. Не думаю, что мой график имеет нечто общее с понятием тайм-менеджмента.
Вести свой бизнес — это довольно утомительно. Что позволяет вам избегать выгорания?
Я не очень понимаю, что такое выгорание, потому что знаю, что занимаюсь делом своей жизни. Может ли это когда-нибудь мне надоесть? Я думаю, что нет. Могу ли я устать от этого? Да, но я знаю, что делать в таких случаях и как вернуть себя в ресурсное состояние. Для моей работы мне не нужна мотивация, потому что иметь возможность работать и есть главной мотивацией. В моем случае действие генерирует действие. А еще, слава Богу, я не одна в этом бизнесе. С первого дня и по сей день мы делаем все в партнерстве с моим мужем, поэтому большинство изнурительных для меня процессов, таких как строительство, все финансовые вопросы, бухгалтерия, логистика и т.д., достается именно ему.
О собственном бренде Katimo
Расскажите, как вы решили основать свой бренд? С какими трудностями сталкивались при создании?
Летом 2015 года я захотела купить себе платье, обошла почти все доступные магазины, но не нашла такое, как хотела. Я была очень удивлена. Почему тогда, когда мода является настолько конкурентоспособной и развитой индустрией, мне нужно так много времени, чтобы найти то, что я хочу купить? Это так элементарно — простое черное платье объемного кроя из тяжелой ткани. Я была настолько возмущена, что Виталий (мой муж) предложил мне сшить такое самостоятельно, если я настолько четко знаю чего хочу. В тот же день мы поехали в магазин, купили около 4-х метров ткани на 500 грн (кстати, эти 500 грн и были единственной финансовой инвестицией в бренд Katimo) и в тот же вечер на полу в арендованной квартире на «Левобережной», не имея никаких навыков конструирования, кроя и шитья, я сшила свое первое платье. На следующий день одела его на работу, где коллега увидела меня и попросила сшить ей такое же. Так были заработаны первые деньги бренда, на которые мы купили еще ткань и сшили уже несколько таких платьев. Первые клиентки сами находили нас через знакомых и размещали заказы. Какое-то время мы просто шили и продавали эту единственную модель платья и только через месяц пришло понимание того, что происходящее похоже на начало собственного бренда мы придумали название и завели страницу Katimo в инстаграме. Далее последовали первые неуверенные попытки разобраться в совершенно новой для нас индустрии. Покупка первой швейной машинки, первые портные, аренда трех метров швейного цеха, переезды, аренда цокольного этажа под шоурум. Многое, что и сформировало этот бесценный опыт.
Какие цели и миссия бренда? А также в чем его уникальность?
Наша основная миссия состоит в том, чтобы создавать одежду высокого качества с вневременным дизайном в среднем ценовом сегменте. Мы хотим научить женщин формировать свое собственное видение моды вне трендов. Покупать только ту одежду, которая будет отражать их собственную сущность. Делать ставку на качество и долговечность вещей. Что в совокупности и является осознанным отношением к потреблению модной индустрии. Но так же я убеждена, что даже если покупка одежды Katimo без повода поднимает настроение и вдохновляет кого-то, то это уже очень хорошая работа. Если наша одежда делает кого-то более счастливой и уверенной, то наш путь верный.
Клиенткам Katimo не нужна просто одежда. В большинстве они давно не покупают одежду ради одежды, они покупают смыслы, стоящие за этими вещами истории, отражающие их самих концепты. Я могу судить об этом как потребитель, в частности. Самая приоритетная вещь сейчас — это не магия бренда и даже, положив руку на сердце, не качество, а чувство причастности. Чувство рукотворности. Ощущение, что товар или услуга была создана специально для тебя. Покупая новое платье, я хочу получить не просто новую одежду, я хочу быть причастным к тому миру, которым окружен бренд.
При создании коллекций я всегда думаю о женщине, которая будет носить эту одежду. Для меня важно, что она будет чувствовать при этом, будет ли она чувствовать себя красивой и уверенной, насколько комфортно ей будет, для каких событий она может выбрать эти вещи. Главная цель моей работы — создавать новые смыслы и закладывать личную историю в каждую вещь. Мода — это об эмоциях, а их искусственно не создать.
Что можно увидеть на мудборде коллекции Katimo?
В моем мудборде всегда те картинки, которые передают настроение, заложенное в коллекцию. Это фото, задающие визуальный вектор работы всей креативной команды. Для недавно вышедшей летней коллекции мудборд выглядел так:
Где бы вы хотели продаваться?
Стратегия нашего развития включает в себя только возможность работы B2C, поэтому мы не сотрудничаем с мультибрендовыми магазинами и маркетплейсами. Сейчас Katimo можно приобрести только в нашем собственном офлайн-пространстве, онлайн на официальном сайте и в долгосрочной перспективе планируем открытие магазинов в знаковых для нас странах мира.
Что помогает вам прогнозировать успешность новой коллекции?
Первое — это глубокая аналитика. У нас есть статистика продаж каждой модели начиная с 2017 года. На основе данных создается продуктовая матрица для каждой коллекции. А второе — это моя интуиция. Я научилась безусловно доверять своим ощущениям в этом вопросе, и это работает.
Сколько времени у вас уходит на создание каждой коллекции — от замысла до его воплощения?
Если говорить о большой сезонной коллекции, то около 5-6 месяцев. Для создания капсул у нас обычно есть 2-3 месяца. Но мы с командой работаем на больших скоростях, поэтому есть кейсы создания коллекций даже за 1,5 месяца.
В чем состоит ваш подход к производству и дизайну?
Что касается производства, главное здесь — это бескомпромиссный подход к качеству. Мы отрабатываем каждое лекало до идеальной посадки, выбираем лучшее сырье и очень заботимся о качестве пошива. Для меня очень важно понимание слова «комфорт» — что оно олицетворяет и как мы можем его достичь. Если женщина, просыпаясь утром, открывает шкаф и видит в нем вещи, заставляющие ее чувствовать себя увереннее, то это значит, что я выполнила свою задачу как дизайнер.
Расскажите о работе бренда сегодня — как война повлияла на производство и команду?
Сейчас, за полтора года с начала полномасштабной войны, штат нашей компании увеличился на 20%. Мы расширили команду производства и офиса, прямо сейчас у нас есть несколько открытых вакансий. Это все о невозможности остановиться. Платить налоги, помогать армии, давать новые рабочие места — это наш фронт.
Как происходит процесс поиска новых тканей и материалов? С какими производителями вы работаете?
Мы продолжаем работать с итальянскими производителями, производящими ткани для самых известных мировых брендов. Обычно мы сами ездим в Италию, но в прошлом году работали отдаленно. Запрашивали образцы, получали их по почте и формировали заказы онлайн. Это сложно, потому что не всегда можно понять свойства ткани, имея только маленькие клочки. В этом году мы возобновили поездки на фабрики и в ближайшие дни я как раз собираюсь в такую командировку.
Какие планы бренда на ближайший год? Можно ли вообще сейчас строить какие-нибудь планы?
Прямо сейчас, несмотря на продолжающуюся войну, оценивая все риски, мы продолжаем двигаться вперед, постоянно реинвестируем в бизнес, строим новый магазин, расширяем команду, готовим к запуску новые линейки бренда. Отвечая на вопрос о планах, я думаю, что сейчас их нельзя не иметь. Мы все живем в перманентном стрессе, когда очень легко провалиться в синдром отложенной жизни, поэтому движение вперед именно сейчас является главной жизнеутверждающей силой. К тому же, у нас есть общая цель — мы хотим, чтобы Украина победила в этой войне. Мы хотим, чтобы о мужестве, силе и таланте украинского народа узнали во всем мире. И верим, что так будет.
О моде
Какие 5 трендов сезона весна-лето – 2023 вы можете выделить?
Я не очень люблю тренды, потому что, по моему мнению, они мешают индивидуальности. Для любого сезона мои главные тренды — это ощущение собственной идентичности, опрятность и натуральность.
Главная покупка сезона (она же — выгодная инвестиция в гардероб).
Для меня это легкий длинный плащ. Я обожаю формулу лука, где есть второй слой, даже летом.
Какие трендовые цвета этого сезона вы можете назвать?
Я выбираю чистые и спокойные оттенки. Сейчас это белый, черный, серый, пастельный розовый и все оттенки бежевого.
Кем в индустрии моды вы вдохновляетесь и почему?
Я обожаю Дриса Ван Нотена и Миуччу Прада — для меня это настоящие художники. Увлекаюсь работами Юргена Теллера, Марио Тестино и Питера Линдберга. А также очень нравится стайлинг Брайана Моллоя.
Есть ли женщины, которых вы мечтаете одевать?
Да, я бы хотела пошить кашемировое пальто для Кристи Тарлингтон.