«Театр для меня, прежде всего и после всего, — Храм».
В этот день 169 лет назад родилась ведущая звезда украинского театра конца XIX — начала XX веков Мария Константиновна Заньковецкая. Начав свой путь в 1882 году, она всю жизнь посвятила сцене, овладела более 30 ролями и работала с гениальными режиссерами и корифеями украинского театра Марком Кропивницким, Михаилом Старицким, Николаем Садовским, Панасом Саксаганским и Иваном Карпенко-Карым.
Мария Заньковецкая навсегда осталась эталоном исполнения ролей Наталки («Наталка-Полтавка», И. Котляревский), Гали («Назар Стодоля», Т. Шевченко), Харитины («Наймичка», И. Карпенко-Карий) и Цвиркунки («Черноморцы», М. Старицкий).
«Не раз и не два вызывала артистка горячие слезы у зрителя и глубокое сочувствие к судьбе девушки, женщины, вообще к человеку, которому вместо радости и счастья приходится пить в жизни горькие яды, которому лицо "жизнь и жалость порыли", вместо того чтобы на нем сиял луч счастливой улыбки. За ту "божественную" игру, которой очаровывает украинскую театральную публику Заньковецкая, ее награждают бурными аплодисментами, часто засыпают цветками, но, по нашему мнению, лучшая награда для артистки — это слезы, та активная любовь к людям, которые вызывает она у зрителей украинского театра», — писал о Марии Заньковецкой Симон Петлюра.
В честь годовщины со дня рождения Марии Заньковецкой мы собрали для вас 5 фактов из ее биографии.
Настоящая фамилия Марии Константиновны — Адасовская, после замужества — Хлыстова. Отец Марии считал театр позорным делом и легкомысленным занятием для представительницы такого благородного рода. Он хотел, чтобы его дочь вышла замуж и ухаживала за детьми. Муж Марии, хотя и обещал поддержать ее стремление, слово не сдержал, актриса покинула свою семью и разорвала с ней связи.
Именно поэтому Мария не могла использовать ни одной настоящей фамилии на сцене и взяла псевдоним Заньковецкая — в честь родного села Заньки Черниговской области.
Путь Марии Заньковецкой в украинский театр был тернист и пролегал через неизвестность. Ситуацию усугубляло еще и положение женщин в тогдашней Российской империи — они не имели собственных документов, поэтому для свободного передвижения по территории должны были получить письменное разрешение от мужа или отца. Актрисе удалось получить такое от Алексея Хлыстова, чтобы отправиться из Свеаборга (ныне — территория Финляндии) в Елисаветград (ныне — Кропивницкий), где должен был состояться ее дебют. «Документ» был выписан всего на 3 месяца — после окончания этого срока Алексей имел право силой вернуть жену домой.
«Я волновалась в первом действии. Не слышала своего голоса, когда пела "Веют ветры". За кулисами я от волнения упала и помню, как забегали все вокруг меня. Во втором действии я уже овладела собой и твердо вела свою роль», — вспоминала свой первый выход на сцену Мария Заньковецкая.
Писательница и общественный деятель София Русова рассказывала, что выступление Мария начала как неуверенная дебютантка, а завершила — как успешная актриса. Ее карьера взлетела очень быстро, Заньковецкая буквально влюбляла в себя публику и коллег.
После одного из спектаклей Марко Кропивницкий подарил ей кольцо со словами: «Обручаю тебя, Маруся, со сценой, теперь мне есть для кого писать драмы».
Мария Заньковецкая в роли Наталки («Наталка-Полтавка», И. Котляревский)
Алексей Хлыстов, замуж за которого Мария вышла в возрасте 18 лет, не был ее любимым мужчиной. Актриса была влюблена в своего коллегу Николая Садовского, больше его любила только театр. Вместе с Николаем Заньковецкая играла в труппе Марка Кропивницкого в пьесах «Наталка-Полтавка», «Назар Стодоля», «Наймичка» и других.
Чувства к нему приносили ей не только большое счастье, но и страдания: измены, постоянные ссоры и громкие примирения. Говорят, что в 1899 году в Киеве, когда Николай Садовский играл на сцене, Мария с первого ряда преподнесла ему белую розу в знак примирения.
Марко Кропивницкий, Николай Садовский, Мария Заньковецкая
«Сознательная, слишком сознательная деятельница украинской сцены, это лучше всего она доказала своей 25-летней деятельностью на ней. Могучий талант, который сделал бы честь лучшей европейской сцене…» — так писал о Марии Заньковецкой Симон Петлюра.
Талантом Марии восхищались во всех уголках Российской империи и звали ее выступать в Малый театр А. Суворина и Московский театр Корша. Там ее ждали более широкий репертуар, более высокие гонорары и еще большая слава. Однако актриса категорически отказывалась уходить с украинской сцены.
В произведении «К юбилею М. К. Заньковецкой» 1907 года Симон Петлюра описывает один случай:
«Это однако не помешало Суворину уже в 1899 г., когда в Петербурге праздновали память Котляревского по поводу столетнего юбилея возрождения новой украинской литературы, а принять участие в этом юбилее согласилась и Заньковецкая, намеренно приехав для этого в Петербург, это скажем, не помешало Суворину снова попытать счастья и убедить артистку перейти первой примадонной в его театр.
Возле уборной артистки стояла толпа молодежи, писателей и поклонников ее таланта, пришедших за кулисы лично поздравить ее. В присутствии публики Суворин обращается «к самой любимой, скромной и самой талантливой актрисе» с просьбой осчастливить российскую сцену и покинуть украинскую. Со слезами на глазах артистка ответила:
«Наша Украина слишком бедна, чтобы ее можно было покинуть. Я слишком люблю ее, мою Украину, и ее театр, чтобы принять ваше предложение».
Буря аплодисментов молодежи и всех стоявших возле уборной заглушила слова Суворина, которыми он хотел убедить Марию Константиновну, что переход на российскую сцену был бы только в ее же собственных интересах, потому что она, мол, могла бы еще развить свой талант. Аргументация была, конечно, лишняя, и тот, кто обращался к ней, не знал всей силы национальных симпатий, того глубокого национального активного чувства, которое таил в себе к «бедной Украине» ее верный ребенок, ее гениальная гордость — Мария Константиновна Заньковецкая...»