За выращенными бриллиантами будущее, убеждена Юлия Кушер, которая с 2018 года развивает украинский ювелирный бренд Solo for diamonds. За это время Solo for diamonds успели установить два рекорда Гиннесса — за самый большой искусственный бриллиант в мире — и доказать, что драгоценные камни можно добывать этично, без ущерба для окружающей среды. О миссии бренда, технологии выращивания лабораторных бриллиантов, изменениях на рынке и уникальном проекте Solo by с известными украинцами Юлия Кушер рассказала в интервью шеф-редактору ELLE.UA Светлане Кравченко.
Расскажите, как начался ваш путь в ювелирном бизнесе. Мечтали ли вы когда-нибудь быть причастной к созданию украшений?
Честно говоря, я никогда не мечтала заниматься ювелирным бизнесом. Сейчас, когда я говорю о бриллиантах, то улыбаюсь, хотя когда-то было много слез. Сказать, что мне сильно не нравилось то, чем я занимаюсь, — не сказать ничего. Мир бриллиантов — жесточайший мужской мир со своими канонами, правилами игры и законами. И хотя все выглядит очень ярко, дорого и сказочно, я не помню, чтобы на бриллиантовых биржах раньше встречала женщин.
Мне вообще не очень нравились украшения, и особенно бриллианты. Это, наверное, тянется из детства, потому что, когда я была очень маленькой и надевала какие-то побрякушки или бижутерию, мой брат говорил: «Боже, сними это все! Ты выглядишь как новогодняя елка». Именно после этого я вообще перестала носить какие-либо украшения. Однако у судьбы, похоже, были на мой счет свои планы.
Прошло 9 лет, как я начала заниматься ювелирными украшениями, и сейчас мне действительно очень нравятся бриллианты. Но не только потому, что они — сердце прекрасного ювелирного изделия, но и потому, что это невероятный материал. Мне интересно рассматривать гранировку, включения (крошечные точки, пузырьки воздуха, кусочек другого минерала), просчитывать все углы, толщину рундиста, граней, высоту короны — это действительно целая завораживающая наука. Я радуюсь, что именно мы, Solo, внедряем в Украине мировую традицию: дарить кольца с бриллиантами. Уверена, что каждый украинец заслуживает на бриллиант, и особенно выращенный в Украине. Очень много смыслов таится в этих драгоценных камнях, кроме их красоты: это и мощь, и сила, и то, что это украинский продукт. Это придает им еще большую значимость.
Сегодня вы являетесь мировыми рекордсменами и лидерами на украинском рынке выращивания бриллиантов. Как вы думаете, благодаря чему вам удалось добиться таких результатов?
Таких результатов нам удалось добиться благодаря команде. Ведь именно люди разрабатывают технологии, улучшают их, каждый день экспериментируют и стараются создавать лучше и лучше.
Чем лабораторные бриллианты отличаются от естественных?
Выращенный камень ничем не отличается от природного, кроме способа добывания. А так у них абсолютно идентичные параметры. Это действительно настоящий бриллиант, просто выращенный человеком.
Какие есть методы выращивания бриллиантов? И сколько дней или месяцев длится этот процесс в среднем?
Есть два метода выращивания: HPHT (High-Pressure, High-Temperature) и CVD (Chemical Vapor Deposition). Мы используем именно HPHT-метод, поскольку он более естественный — воспроизводит процессы, происходящие в земной коре. Для этого нам нужна высокая температура (1200–1500°C) и высокое давление (40–50 килобар). Мы не производим никаких дополнительных манипуляций с камнями после того, как достаем их из пресса: камень только поддается гранированию и становится бриллиантом. Большинство компаний используют метод CVD — химический осадок из газовой фазы: он более лабораторный, и обычно камни вырастают кубической формы и коричневого цвета, который затем отбеливают. Однако у этого метода есть недостаток: цвет, скорее всего, будет нестабильным — поэтому мы все же за более естественный способ выращивания.
Процесс выращивания одного бриллианта в среднем длится около месяца. Размер камня зависит от технологии. Используя HPHT-метод, мы размещаем затравку (маленькие алмазы) в ячейку для роста, что позволяет вырастить камень нужного цвета от одного до десяти каратов.
Как лабораторные бриллианты сегодня меняют рынок?
С появлением выращенных бриллиантов рынок действительно изменился, поскольку до этого он был достаточно консервативен и монополизирован. Из-за отсутствия альтернативы это был очень дорогой продукт: рынок насчитывал несколько игроков, контролировавших цены.
С появлением выращенных камней продукт стал доступнее, и гораздо больше людей получили возможность носить бриллианты. Кроме того, такие камни считаются более экологичными. Несколько лет назад Мартин Рапопорт сказал, что выращенные бриллианты уже выиграли битву за Miele (это маленькие камни, которые используются в ювелирке как россыпь), и сейчас возникает вопрос, выиграют ли они битву за кольца для помолвки. Именно на них сегодня обращает особое внимание молодежь.
По опыту работы на американском рынке можем подтвердить, что из десяти проданных в магазинах колец 8 — с выращенным бриллиантом, и только 2 — с естественным. Рынок меняется, хотя некоторые игроки очень противятся этому. А введение санкций против российских бриллиантов с 1 января 2024 года еще больше поспособствует популяризации выращенных бриллиантов, поскольку у них достаточно прозрачное происхождение, которое очень легко отследить, поэтому все больше и больше людей будут делать выбор именно в их пользу.
Какие главные вызовы сегодня стоят перед индустрией? И как вы видите будущее искусственных бриллиантов через 5–10 лет?
Один из главных вызовов — это, наверное, технологичность. В настоящее время индийский и китайский рынки предлагают достаточно большое количество выращенных камней. Они пока могут выращивать бриллианты небольших размеров, однако не имеют сертификатов, подтверждающих экологичность камней, начинают демпинговать в цене, влияющей на рынок в целом.
Я вижу перспективы. И уже даже идет речь о том, что к 2025 году рынок выращенных бриллиантов будет занимать 30% всего рынка добычи алмазов, поэтому он будет точно развиваться дальше.
Расскажите о персональном подходе к изготовлению украшений от Solo for Diamonds.
Что касается украшений Solo for Diamonds и персонализированного подхода, то мы решили, что должны предложить наибольший выбор колец для украинцев, чтобы они могли сделать предложение своим любимым так, как они себе представляют. Очень многие девушки, я уверена, мечтают сказать заветное «да!» и получить большое кольцо с бриллиантом. Мне хочется, чтобы каждая девушка была действительно приятно удивлена и довольна презентом как лучшим выбором своего будущего мужа.
Как вы считаете, почему люди, даже живя в стране, где идет война, продолжают покупать бриллианты?
Потому что они продолжают жить. Многие женятся и хотят сделать этот день особенным. В условиях войны именно любовь дает толчок не просто продолжать жить, но и удвоить силу борьбы.
Если меня спрашивают, своевременно ли заниматься бриллиантами, когда в Украине война, я всегда отвечаю, что гордиться Украиной — всегда своевременно. И то, что мы делаем, прославляет Украину не только здесь, но и за границей. Страна должна работать, люди должны работать, получать зарплату, платить налоги. Бизнесы должны это понимать. На них большая ответственность: продолжать свою деятельность, обеспечить команду работой и дать украинцам возможность держаться и идти к победе.
Как появилась идея масштабного проекта «Solo By…»? По какому критерию вы отбирали героев? И как происходил процесс создания украшений?
Если честно, я много думала, как помочь украинцам узнать про украинское, еще больше гордиться своей страной и верить, что украинцы могут все. И однажды я обратила внимание, что за последнюю неделю многие начали обращаться и спрашивать совета, какое кольцо выбрать, какой камень лучше... И поняла, что у нас в Украине достаточно мало тех, на кого равняются в ювелирной сфере, тех, кто действительно создает нечто уникальное. Поэтому я решила, что было бы классно привлечь известных украинцев, которые создали бы эксклюзивные украшения, вдохновляющие украинцев чаще жениться. (Улыбается.)
Мы пытались подобрать разных героев из разных сфер. Поскольку мы достаточно технологичная, прогрессивная компания, то и героев выбирали по схожим ценностям. Мне было интересно, как именно они видят свое кольцо, поскольку все привыкли к классике. Однако мы, как бренд, стремимся быть законодателями моды в ювелирном искусстве. Поэтому было решено создать «Solo by…», чтобы известные украинцы показали, с какими кольцами прозвучало бы их «да!», и мотивировали других на этот важный шаг, для которого мы уже подготовили широкий выбор украшений.
Как изменилась социальная ответственность бизнеса за последние два года? Как это сказалось на вашем бренде?
Когда началась война, я первый месяц не понимала, кому нужны наши бриллианты и нужны ли вообще, когда летят ракеты и все взрывается. Поэтому завод был закрыт на время, но когда к нам начали обращаться с тем, чтобы купить обручальное кольцо и сделать предложение, я поняла, что мы не можем лишить людей этой возможности, к тому же кто-то должен был продвигать украинский продукт. Мы должны работать, должны поддерживать страну, должны развиваться — каждый в своей сфере, как может. И если таким образом нам удастся помочь Украине, то нужно помогать, ведь сегодня почему-то часто обесценивают экономический тыл, забывая о том, что наша страна не может продолжать воевать, полностью остановив бизнес-процессы. Люди, которые смогут работать в тылу, будут платить налоги, донатить и поддерживать фронт. Бизнес должен быть сознательным и ответственным, чтобы страна и дальше могла бороться за свою свободу.