Cool to be kind: почему доброта вошла в моду?

Вы хороший человек? А в глубине души? Разбираемся, как нам срочно стать добрее

Мы стали добрыми. Это новый тренд, что-то вроде cool to be kind. Охотно занимаемся благотворительностью. Сдаем кровь. Подписываем петиции. Высказываемся в поддержку жертв насилия и дискриминации. Именно доступность добрых дел, утверждают специалисты, сделала их такими популярными. Если раньше нужно было прилагать усилия, чтобы проявить эмпатию, сейчас достаточно зайти в фейсбук и присоединиться к очередному флешмобу.

В Украине мировой тренд доброты имеет свои особенности. Сегодня и в Британии, и в США социальных психологов беспокоит тот факт, что люди уже больше рассчитывают на поддержку пользователей фейсбука, чем на поддержку государства. В сетях просят о помощи, ищут справедливости, рассказывают о своих проблемах. В Украине в этом смысле государство с социальными сетями не конкурировало. Во время революции сети стали площадкой для коммуникации и сопротивления, затем эстафету подхватили волонтерские и благотворительные организации.

Но общий принцип — доброта в один клик — общий и для нас, и для всего мира. Хотите поддержать доброе дело — лайк. Нужна помощь, люди в опасности — перепост. Мы еще никогда не были так бескорыстны и так открыты. Даже с терпимостью, традиционно непростой на постсоветском пространстве штукой, у нас очевидный прогресс. Еще немного — и, например, самые закоренелые гомофобы перестанут называть ЛГБТ-прайды парадами. Или самые закоренелые сексисты перестанут высказываться о жертвах насилия в том смысле, что «здесь может быть как минимум два мнения». Можно отвернуться от картинки в телевизоре. Другое дело — настоящие люди и их жизнь у тебя в ленте.

Такие флешмобы, как #MeToo или #ЯНеБоюсьСказати, поднимают неудобные вопросы, делают публичным то, о чем всегда принято было молчать. И как бы мы ни сопротивлялись, как бы ни повторяли за мамой и бабушкой гомофобные и сексистские клише, все равно мы становимся добрее. Не сразу. Но все-таки. Технологии дают доступ к информации. Легко иметь свое мнение о сексуальных меньшинствах или жертвах насилия, если ничего о них не знаешь. Сейчас это сложнее. Для того чтобы ничего не знать, нужно очень стараться.

Фейсбук — вот чего не хватало нашим бабушкам. Недавно в сети была популярна картинка с бабушками у подъезда, которые высказываются в том смысле, что Наташа, конечно, довольно смело одета с точки зрения некоторых социальных стереотипов, но мы не станем обсуждать, потому что это ее личное дело. А ведь могла бы быть совершенно реальная история. Если бы у бабушки в молодости был фейсбук и она была бы подписана на Наташу (и других смело одетых девушек), то, возможно, была бы в итоге терпимее и добрее.

Но всем нам не повезло — у бабушек в молодости не было фейсбука. Как результат — мы выросли и сформировались в обществе, где не принято сопереживать или уважать чужую личную жизнь. Зато принято все знать и всем это знание навязывать. В таком состоянии нас застал фейсбук. Но было еще не поздно — ведь мы моложе и мы еще не сидим у подъезда на лавочках. Поэтому результаты действительно впечатляют. Если верить статистике, самыми добрыми на планете сегодня являются представители поколения Икс. Люди, которые родились между 1977 и 1983 годами. У них есть преимущество и перед миллениалами, которые появились позже. И перед беби-бумерами, которые появились раньше. Поколение Икс не испытало той почти невыносимой родительской любви и родительского внимания, которые обрушились на миллениалов. И как следствие, его представители не смогли стать законченными эгоистами и эгоцентристами. В отличие же от старших поколений социальные сети застали поколение Икс посередине молодости и смогли органично влиться в их жизнь и наложиться на уже имеющийся жизненный опыт.

Что касается миллениалов, то согласно статистике они на втором месте по доброте. Несмотря на самовлюбленность, они не имеют другого выхода. Им приходится быть добрыми. Все равно другой жизни, кроме сети, у них нет. А там теперь сплошное сочувствие и добрые дела. Кроме того, они не могут игнорировать тот факт, что доброта — это новая сексуальность. То есть что-то почти обязательное. И доброту действительно сегодня можно считать частью нового социального контракта. В том смысле, что все побежали — и я побежал. То есть я перевожу деньги благотворительному фонду, потому что действительно думаю о том, как нелегко сейчас больным детям, или потому что все так делают?

Это называется распространением доброты. Подразумевается имитирование человеком просоциального поведения для других людей. Которые, в свою очередь, также являются участниками имитации. Противники тренда доброты кроме вышеуказанного аргумента упоминают еще и капитуляцию человечности. Мы перестали общаться на улице, здороваться с почтальоном и спрашивать у соседа по лестничной клетке, как дела у его детей. Мы ходим, воткнувшись в телефоны, и постоянно лайкаем посты незнакомых нам людей, в том числе соседа и почтальона.

В общем, ничего хорошего. Но важно не путать причину и следствие. Мы уже давно ходим, воткнувшись в телефоны, а подобрели только сейчас. Так что вся эта история с информационным обществом, может, еще и хорошо закончится. Что касается имитации доброты, то лучше пусть будет так. Лучше прикидываться добрыми, чем по-честному быть злыми.


Реклама

Популярні матеріали

Одна сумка, яку полюбили всі модниці цієї осені


Благодійні ініціативи до місяця обізнаності про рак молочної...


Що, як і коли їсти для схуднення без дієти?


Читайте також
Популярні матеріали