Мы стали добрыми. Это новый тренд, что-то вроде cool to be kind. Охотно занимаемся благотворительностью. Сдаем кровь. Подписываем петиции. Высказываемся в поддержку жертв насилия и дискриминации. Именно доступность добрых дел, утверждают специалисты, сделала их такими популярными. Если раньше нужно было прилагать усилия, чтобы проявить эмпатию, сейчас достаточно зайти в фейсбук и присоединиться к очередному флешмобу.
В Украине мировой тренд доброты имеет свои особенности. Сегодня и в Британии, и в США социальных психологов беспокоит тот факт, что люди уже больше рассчитывают на поддержку пользователей фейсбука, чем на поддержку государства. В сетях просят о помощи, ищут справедливости, рассказывают о своих проблемах. В Украине в этом смысле государство с социальными сетями не конкурировало. Во время революции сети стали площадкой для коммуникации и сопротивления, затем эстафету подхватили волонтерские и благотворительные организации.
Похожие материалы:
Но общий принцип — доброта в один клик — общий и для нас, и для всего мира. Хотите поддержать доброе дело — лайк. Нужна помощь, люди в опасности — перепост. Мы еще никогда не были так бескорыстны и так открыты. Даже с терпимостью, традиционно непростой на постсоветском пространстве штукой, у нас очевидный прогресс. Еще немного — и, например, самые закоренелые гомофобы перестанут называть ЛГБТ-прайды парадами. Или самые закоренелые сексисты перестанут высказываться о жертвах насилия в том смысле, что «здесь может быть как минимум два мнения». Можно отвернуться от картинки в телевизоре. Другое дело — настоящие люди и их жизнь у тебя в ленте.
Такие флешмобы, как #MeToo или #ЯНеБоюсьСказати, поднимают неудобные вопросы, делают публичным то, о чем всегда принято было молчать. И как бы мы ни сопротивлялись, как бы ни повторяли за мамой и бабушкой гомофобные и сексистские клише, все равно мы становимся добрее. Не сразу. Но все-таки. Технологии дают доступ к информации. Легко иметь свое мнение о сексуальных меньшинствах или жертвах насилия, если ничего о них не знаешь. Сейчас это сложнее. Для того чтобы ничего не знать, нужно очень стараться.
Фейсбук — вот чего не хватало нашим бабушкам. Недавно в сети была популярна картинка с бабушками у подъезда, которые высказываются в том смысле, что Наташа, конечно, довольно смело одета с точки зрения некоторых социальных стереотипов, но мы не станем обсуждать, потому что это ее личное дело. А ведь могла бы быть совершенно реальная история. Если бы у бабушки в молодости был фейсбук и она была бы подписана на Наташу (и других смело одетых девушек), то, возможно, была бы в итоге терпимее и добрее.
Похожие материалы:
Но всем нам не повезло — у бабушек в молодости не было фейсбука. Как результат — мы выросли и сформировались в обществе, где не принято сопереживать или уважать чужую личную жизнь. Зато принято все знать и всем это знание навязывать. В таком состоянии нас застал фейсбук. Но было еще не поздно — ведь мы моложе и мы еще не сидим у подъезда на лавочках. Поэтому результаты действительно впечатляют. Если верить статистике, самыми добрыми на планете сегодня являются представители поколения Икс. Люди, которые родились между 1977 и 1983 годами. У них есть преимущество и перед миллениалами, которые появились позже. И перед беби-бумерами, которые появились раньше. Поколение Икс не испытало той почти невыносимой родительской любви и родительского внимания, которые обрушились на миллениалов. И как следствие, его представители не смогли стать законченными эгоистами и эгоцентристами. В отличие же от старших поколений социальные сети застали поколение Икс посередине молодости и смогли органично влиться в их жизнь и наложиться на уже имеющийся жизненный опыт.
Похожие материалы:
Что касается миллениалов, то согласно статистике они на втором месте по доброте. Несмотря на самовлюбленность, они не имеют другого выхода. Им приходится быть добрыми. Все равно другой жизни, кроме сети, у них нет. А там теперь сплошное сочувствие и добрые дела. Кроме того, они не могут игнорировать тот факт, что доброта — это новая сексуальность. То есть что-то почти обязательное. И доброту действительно сегодня можно считать частью нового социального контракта. В том смысле, что все побежали — и я побежал. То есть я перевожу деньги благотворительному фонду, потому что действительно думаю о том, как нелегко сейчас больным детям, или потому что все так делают?
Это называется распространением доброты. Подразумевается имитирование человеком просоциального поведения для других людей. Которые, в свою очередь, также являются участниками имитации. Противники тренда доброты кроме вышеуказанного аргумента упоминают еще и капитуляцию человечности. Мы перестали общаться на улице, здороваться с почтальоном и спрашивать у соседа по лестничной клетке, как дела у его детей. Мы ходим, воткнувшись в телефоны, и постоянно лайкаем посты незнакомых нам людей, в том числе соседа и почтальона.
В общем, ничего хорошего. Но важно не путать причину и следствие. Мы уже давно ходим, воткнувшись в телефоны, а подобрели только сейчас. Так что вся эта история с информационным обществом, может, еще и хорошо закончится. Что касается имитации доброты, то лучше пусть будет так. Лучше прикидываться добрыми, чем по-честному быть злыми.