Платья-комбинация
Ellery, Y/Project, Victoria Beckham
"Что на тебе надето?", — с осуждением спрашивает отец героини Алисии Сильверстоун в культовом фильме 1995 года «Бестолковые». «Как что, платье!», —отвечает Шер. «Кто сказал, что это платье?!», — не понимает он, глядя на белоснежную комбинацию на бретелях. — «Кельвин Кляйн!», — уверенно отвечает дочь.
Именно с 90-ми ассоциируется возвращение моды на ночные сорочки и лаконичные комбинации, которые тогда стали носить на улицах без малейшего стеснения. На голое тело, как делала Кейт Мосс, или поверх белой футболки в духе гранжа, как любила Вайнона Райдер. Сегодня все это есть в коллекциях Ellery и Victoria Beckham. Но впервые идея интерпретировать элементы гардероба, изначально задуманные как нижнее белье или домашняя одежда, в качестве самостоятельных вещей для выхода в свет, появилась гораздо раньше.
В 1920-х на волне эмансипации и стремления к свободе женщины избавились от корсетов, променяв их на легкие укороченные платья-флепперы из легкого шифона, без рукавов, больше похожие на атрибуты будуара. Под ними красовалось такое же современное нижнее белье. Первые комбинации дублировали силуэт платья и часто продавались в комплекте. Поверх них можно было накинуть свободный халат или мантию из шелка, хлопка и бархата, чтобы ходить по дому и даже встречать гостей. Скроенные на манер халата, шелковые пальто надевали на улицу, и это был один из самых дорогих элементов в гардеробе женщины той эпохи. Такую идею в весенних коллекциях воплощает новая любимица модной индустрии, 38-летняя американка Райан Рош (она предлагает носить комбинацию из телесного шелка с длинным халатом в пол), а также Vionnet, Haider Ackermann и Elenareva.
Накидка-халат
Vionnet, Elenareva, Lanvin
Ориентализм — еще одно направление начала XX века, которое декларировало комфорт. Кимоно и китайские накидки c широкими рукавами были альтернативой халатам и шелковым домашним мантиям. Звёзды кино и светские львицы надевали их на пляж, а дома носили со свободными, длинными шелковыми брюками.
Восточно-будуарную тематику сегодня активно цитирует дизайнерский дуэт Джорджии Тордини и Джильды Амброзио. Основательницы итальянского бренда Attico пропагандируют декорированные вышивкой шелковые кимоно, халаты и комбинации как универсальный наряд — хоть для первого ряда недель моды (с босоножками на каблуке), хоть для будней в городе (с голубыми джинсами в стиле 90-х). Пока Attico не заключили контракт с украинскими байерами, к ориентализму можно прикоснуться в шоу-руме Lake Studio Олеси Кононовой и Анастасии Рябоконь: для капсульной коллекции Japan по мотивам японских гравюр девушки разработали пальто-халаты свободного кроя, декорированные ручной вышивкой мастера Руслана Панчука.
Одолжить одну из самых модных пижам этого сезона можно и в мужском гардеробе: классические двойки нарочито большого размера — в полоску, клетку или с узором пейсли — играли главную роль на подиуме Lanvin в дебютной коллекции Бушры Жарар, а также солировали у Mulberry, Lucio Vanotti, Marques'Almeida и Alexander Wang. Двойной удар — надеть такую пижаму с мужским же халатом с плеча бойфренда (особенно с шелковыми лацканами в духе 1940-х).
Костюм-пижама
Mulberry, Almeida, Gucci
В противовес этому — типично женский взгляд на пижаму как комфортную альтернативу дневному костюму. Его представила в Риме Ирен Голицына, иммигрантка родом из русской аристократической семьи. В 1960 году на подиуме Белого зала палаццо Питти во Флоренции, где тогда проходили итальянские показы мод, Ирен продемонстрировала брючные костюмы из шелка, которые Диана Вриланд окрестила дворцовой пижамой — palazzo pyjama. Это были узкие брюки длиной до щиколотки и свободная туника с укороченным рукавом, с принтами или однотонные, окантованные бахромой, бисером, перьями в качестве окантовки штанин и горловины. Светская пижама Irene Galitzine стала символом того времени: она была на Клаудии Кардинале в фильме «Розовая пантера», ее носили Одри Хепберн, Софи Лорен и Элизабет Тейлор.
Жаклин Кеннеди писала Голицыной в 1963-м: «Дорогая Ирен, ты бы видела нас! Я, Ли Радзивилл, Марелла Аньелли — у нас тут просто монастырь какой-то в Белом доме! Каждый день мы все ходим в твоих пижамах, как в униформе». В весенних коллекциях этого года концепцию дворцовой пижамы подхватили Gucci и Prada (Миучча Прада даже отделала рукава и штанины перьями, как делала Голицына), а еще одна итальянка, Франческа Руффини, посвятила целый бренд одним только пижамам для выхода в свет, переосмыслив собственный домашний образ. В F.R.S For Restless Sleepers есть все, что мы сегодня хотели бы видеть в будуарном тренде. Роскошные материалы, свободный силуэт, уместность в любой ситуации, а главное — ни с чем не сравнимые комфорт и чувственность, которые испытываешь, едва встав с постели.