Контекст В первый понедельник мая в нью-йоркском Метрополитен-музее состоится традиционный Бал Института костюма, приуроченный к открытию новой выставки «Заметки о кэмпе». Название экспозиции отсылает к сборнику эссе американской писательницы Сьюзен Зонтаг 1964 года, где впервые были сформулированы основные признаки стиля кэмп: эстетизация дурного вкуса, любовь к неестественному, искусственному и чрезмерному. Кэмп любит китч, но сам китчем не является.
«Кэмп — это женщина, закутанная в платье из трех миллионов перьев. Кэмп воплощает победу стиля над содержанием, эстетики над моралью, иронии над трагедией», — пишет Зонтаг в своих эссе.
Главной иконой кэмпа писательница считает Грету Гарбо: «Ее несовершенство (или, по крайней мере, отсутствие глубины) как актрисы искупается ее красотой». Последователей кэмпа Сьюзен называет «денди в век массовой культуры», ведь они способны увидеть высокое в низком.
Наше время Но Зонтаг даже не могла предположить, что настанет время, когда одна из самых популярных исполнительниц XXI века — Леди Гага — выйдет на красную дорожку в платье из сырого мяса, а главным лидером мнений и ролевой моделью для целого поколения станет девушка, которая ничего не делает кроме того, что демонстрирует миру свою форму без наполнения (это я сейчас о Ким Кардашьян). Если углубиться в тему, практически вся современная массовая культура — кэмп.
Ким Кардашьян
Отфейстюненные инстаграм-богини, откровенные наряды Ники Минаж, композиции Дэмиена Херста, клипы Олега Винника, золоченая лепнина в новострое — все это попадает под определение «так плохо, что даже хорошо». Главный куратор Института костюма Эндрю Болтон назвал Дональда Трампа олицетворением политического кэмпа: экс-владелец конкурса «Мисс Вселенная» и автор реалити-шоу «Кандидат», а ныне президент США далек от определений «нормальный», «обычный», «правильный».
Gucci
Мода Главными (но далеко не единственными) адептами стиля кэмп в моде можно назвать Марка Джейкобса, Джона Гальяно времен его работы в Dior (здесь и чрезмерность, и театральность, и китч), креативного директора Gucci Алессандро Микеле, который миксует змеиный принт, стразы и оборки с кислотными цветами, подавая все это как «библиотечный шик», и Джереми Скотта из Moschino (вспомните его коллекции, вдохновленные McDonald’s и куклой Barbie). Кстати, ирония — важная составляющая кэмпа. «Жизнь слишком серьезная вещь, чтобы всерьез говорить о ней», — цитирует Зонтаг Оскара Уайльда, которому и посвятила свои заметки. В этом смысле казаки Off-White с надписью For Walking и вариация на тему хозяйственной синей сумки Ikea Frakta от Balenciaga за 2145 долларов — чистый кэмп.
Итоги Проанализировав все это, становится понятно, почему именно Gucci выступает главным спонсором предстоящего бала, а сам Микеле вместе с Гагой, Сереной Уильямс и Гарри Стайлзом назначен сопредседателем. Есть ощущение, что в нынешнем году нас ждет самая безумная красная дорожка за всю историю Met Gala, и платье-омлет Рианны покажется нам детской шалостью, а гости, которые придут в предсказуемом и банально элегантном black tie, будут выглядеть не совсем уместно.