С момента создания ее первой работы прошло уже 15 лет, ее украшения покорили сердца модниц в Париже, Лондоне, Москве, Тбилиси и других странах мира. Дом, в котором она живет, скорее напоминает арт-объект: она самостоятельно собирает разные детали интерьера, декорирует мебель, создала даже коллекцию зеркал, а обычно старается рисовать эскизы, которые мастера облекают в форму. В самом доме находится и мастерская. А кроме команды профессиональных мастеров, главными помощниками в создании украшений являются три ее дочери. Софо не пишет длинные статусы в социальных сетях, не выступает с громкими заявлениями по той или иной социальной проблематике и не выражает словами свою гражданскую позицию, хотя ей всегда есть что сказать. Все это находит отображение именно в украшениях: ее коллекции – это целые истории о человеческих отношениях, проблемах, образовании, социальном статусе и мире вокруг.
Какая из мировых выставок была для вас самой важной? Где вас заметили?
Традиционно, меня можно встретить на выставках в Париже. Но самым важным и ярким оказался Лондон. Я принимала участие в проекте Fashion Showcase во время London Fashion Week, где заняла второе место. Это случилось в прошлом году. Помню, что когда меня объявляли, сказали такие слова: «Мы бы хотели дать этому дизайнеру первое место, но она не делает одежду, она делает аксессуары и своими работами убедила нас, что можно создавать еще что-то новое и уникальное». Это было крайне эмоционально.
Сколько вы успеваете сделать украшений. Например, в месяц?
Могу сделать около 10. У меня теперь есть команда, которая работает под моим руководством. Без них я бы не могла показать вам так много украшений. Есть вещи, которые иногда занимают довольно много времени – около трех недель.
Каждая коллекция – отдельная история. У вас есть любимая или особенная для вас?
Каждая особенная. Ну вот, например, сейчас я работаю все время над коллекциями одной и той же истории. Она про нашу царицу Гумедж-Хатун. Она была внучкой грузинской царицы Тамары, в 13 лет ее выдали замуж за турецкого султана и увезли. Она жила на нынешней турецкой территории и была очень знаменитой женщиной. Во времена ее правления было построены много храмов, некоторые из них сохранились по сей день. Мне кажется, что они невероятно красивые. Во всех строениях времен ее правления как будто слились две разные религии: мусульманская и православная. Именно она – одна из основательниц суфизма, и, кстати, ее портрет первым появился на турецкой монете. О Гумедж-Хатун по сей день находят новые и новые документы – я все стараюсь изучать. Моя коллекция украшений как раз о ней. И я разделила ее на 4 части. Например, первая часть – это коллекция «Детство». Должно получиться что-то воодушевленное, украшенное цветами.
А следующие?
Вторая часть – это «Переезд». Они очень долго ехали в Турцию, и это рассказ о том, что по дороге встречаются новые лица, новая природа, другой язык. В ней есть детали восточных пейзажей, натюрмортов. Я часто думаю, что, наверное, Гумедж-Хатун было страшно уезжать в 13 лет. Третья часть – это «Свадьба». Я делала эту коллекцию два года назад – она вся была в белых тонах. Но сейчас хочу ее повторить и сделать бирюзового цвета. Ну и также есть четвертая часть, она называется «Царица Чахату» – история о временах ее царствования и правления.
Технически такие украшения крайне сложная вещь. Можете рассказать детальнее о процессе?
О да, верно. Технически это крайне непросто. Сначала создается идея и рисунок, потом происходит работа над вырезаниям и созданием форм, обрабатывается плоскость, где будет сам рисунок. Позже создаются перегородки – это кропотливая работа: нужно создать контуры для каждой детали рисунка. И самое сложное – это нанести рисунок. После чего мы работаем с эмалевым порошком: выбираем технику нанесения и цвета и воплощаем задуманное в жизнь. И через десятки действий и правок украшение приобретает ту самую форму.
Помните, когда начинали, какая у окружающих была первая реакция?
Очень плохая, не поверите. Мне казалось, что, пожалуй, это занятие я затеяла зря. Помню, одну из первых выставок, где свои работы представляли несколько мастеров. Все изделия в основном были в традиционной грузинской технике и мотивах. Я же представила работы в других формах, например самолет или Адама и Еву. Для наших людей в Грузии это было не очень понятно. Но в то же время нашлись несколько человек, которые очень заинтересовались. Пожалуй, именно их мнение для меня было важным, поэтому я продолжила свое занятие. Когда я начала больше показывать свои работы, особенно в других странах, они вызвали интерес – их сразу стали покупать. Думаю, что в Грузии мое творчество поняли чуть позже потому, что не были готовы.
А сегодня грузинских клиентов много?
Может быть, я скажу сейчас не очень правильную вещь, но меня не очень интересуют грузинские покупатели. Те люди, у которых есть деньги, не всегда меня интересны как клиенты. А вот те люди, которые мне бы хотелось, что бы носили мои вещи, не всегда имеют возможность купить их. Но, безусловно, это моя страна и моя любовь, и именно здесь я творю – и тут есть мои любимые клиенты.
Вы бы согласились создать что-то на заказ?
Нет, специально я никогда ничего ни для кого не делала. Тогда я не чувствую себя комфортно, я вообще не могу принимать заказы: они просто не получаются. В первую очередь потому, что я люблю работать с идеями. И если мои идеи для людей близки – они покупают мои украшения.
Вы очень эмоциональный, восприимчивый и трепетный человек. Слова, которые вы писали, мотивируя нас провести благотворительный аукцион, очень трогают… Уверена, многое, что сегодня происходит вокруг, вы принимаете близко к сердцу, в том числе и события в Украине. Есть коллекции, в которых вы отразили сегодняшний мир?
Да, уже третий год я создаю коллекции о том, что меня волнует в повседневном мире. Среди них коллекция «Любовь ангелов». Она была посвящена сложным переменам внутри Грузии. Скоро будет ровно год, когда в нашей стране возникли столкновения интересов защиты прав национальных меньшинств. Я знаю, что эта проблема отразилась также и на личных отношениях знакомых мне людей. Тогда захотелось сделать коллекцию о любви с мыслью, что когда люди любят друг друга, они становятся ангелами. И мы их не замечаем, не видим, кто они такие. Когда люди любят друг друга, они должны быть неприкосновенными.
Ангелы – символы любви, добра… Я видела также коллекцию с крокодилами – это символ зла?
Коллекция крокодилов – это была моя следующая работа. Верно, в прямом смысле этого слова «крокодилов» очень много вокруг нас. Мне хотелось ответить чем-то людям, которые стали «крокодилами». Все время думаю, что кто-то ведь придумал сказку про Красавицу и Чудовище, и если человека научить любить, показать ему прекрасное, он может превратиться в принца. В украшениях-крокодилах я старалась показать, что во всех нас заложено что-то хорошее. Рядом с ними цветы – значит, даже в крокодилах есть доброе начало и нужно найти это хорошее и раскрыть его. Мне часто говорят, что я живу в сказках. Но я думаю, что раз сказки писали, значит их сюжеты были взяты из жизни.
Что самое приятное вам приходилось слышать или хочется услышать от профессионалов?
Для меня самая важная оценка – это когда говорят, что мои украшения не ювелирные изделия, а арт-объекты, которые можно носить. Если меня будут обсуждать как арт-художницу, мне будет очень приятно.
Хотелось бы с кем-то из дизайнеров создать коллаборацию?
Да, мне это очень интересно. Мне кажется, что сейчас отличное время для коллабораций: слишком много похожих идей на рынке, нужно искать новые способы, вдохновение. Недавно, например, у нас была коллаборации с грузинским дизайнером Рией Кебурией.
А вы не думали сделать в стиле своих украшений деталь интерьера? Мне кажется, может получиться интересно.
Вы не представляете, как я хочу это сделать. Иногда думаю, что можно для этого использовать уже старые украшения или, например, те, которые не получились, собрать в единую коллекцию в предмете интерьера – в стуле, кресле или столе. Может быть, этот предмет поведает историю моих украшений.
О чем будет следующая коллекция?
Моя следующая коллекция будет называться «Я ЦАРЬ» . Она о людях, которые превращаются в толпу и становятся подвержены массовому инстинкту кому-то подчиняться. Я же хочу донести мысль о том, что они сами для себя в некотром смысле цари: люди сами могут создавать что-то, решать свои проблемы. Но только в том случае, если они этого действительно хотят, а не перекладывают на кого-то ответственность. Чем раньше они поймут, что могут что-то сделать, тем быстрее нам станет всем лучше. А еще, я хочу сделать коллекцию для Украины. Я представляю себе кольца с женщинами в цветочных ободках – за основу планирую взять тему национальных костюмов. И показать на каждой картинке настоящую женщину – красивую, свободную, влюбленную и не думающую о трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться каждый день, которая встречает всех цветами.
Инга Вишневская