В этом году церемония ELLE Style Awards открылась выступлением молодых музыкантов Grisly Faye. Они со-здают свою музыку методом field recording, то есть используют звуки окружающей природы — дождь, шелест листьев, дыхание — для записи семплов, из которых впоследствии рождаются композиции. Сегодня кроме работы над альбомом Grisly Faye готовят к запуску клипы для четырех песен и, конечно же, продолжают искать новые необычные звуки.
Начало
Джек Каждый из нас является центром своей собственной вселенной. Исходя из этого, можно точно быть уверенным в том, что все мы — космические люди.
Маргарита Я музыкант, который любит слушать, — улицу, людей, себя. Звуки формируются в некую биб-лиотеку в моей голове и со временем становятся базой для музыкального материала. Например, для песни Carla я записывала звуки своего дыхания, голоса, тела (body percussion), обрабатывала и формировала семплы. И это единственные инструменты, которые там звучат, за исключением саксофона и пения.
Д. У нас на самом деле много материала, созданного подобным образом.
Первый альбом
М. Наш первый сингл мы записывали в Карпатах. Чтобы найти подходящие звуки, мы рано вставали и отправлялись в горы. По дороге находили металлические трубы, разные деревяшки, звучание которых записывали через микрофон. Хотя на первых наших двадцати семплах звучал только ветер, со временем мы приловчились и стали записывать брызги луж, по котором гонял наш пес, капли дождя, шелест деревьев.
Д. На самом деле мы слышим ровно то, что и другие. Все это лишь вопрос внимания и восприятия.
М. Я всегда удивляюсь, ко-гда нам советуют просто скачать звуки из банков и использовать их для сочинения музыки. Ведь ужасно скучно тратить часы на чужие библиотеки вместо того, чтобы заниматься проработкой и наполнением своих собственных. Даже если ты ехал в метро и записал монотонный шум, он может невероятно красиво отобразиться в твоей музыке.
О звуках и людях
Д. Мне нравится четко оформленный, аккуратный, собранный звук. Я даже таскаю с собой карманный синтезатор, чтобы с помощью звуков общаться. Нажал пару клавиш — и все сразу понятно.
М. А я очень люблю слушать людей. Как скрипит гладко выглаженная рубашка, как шаркают ботинки по асфальту, шумят автомобили где-то вдалеке, пищит блок питания в соседней комнате, как соседи готовят зав-трак, а их пес бегает по паркету.
Радио в голове
Д. Я начал заниматься музыкой просто потому, что мои друзья увлекались ею. Но в какой-то момент она неожиданно стала неотъемлемой частью меня. Я стараюсь слышать то, что мне говорит музыка. К примеру, подростком я очень хотел стать гитаристом в группе. Долго учился, осваивал аккорды. А когда встретился с группой, выяснилось, что гитарист там уже есть и нужен только барабанщик. Пришлось немного изменить свой путь. В итоге всю жизнь не выпус-каю барабанных палочек из рук.
М. У меня с самого детства свое радио в голове. Но если вы спросите, какой там играет плей-лист, я попросту не смогу объяснить. Получается, что это мой маленький секрет. Хотя нет — огромный, самый большой секрет в мире.
Д. На самом деле свое радио есть у всех. Кто-то видит картину, кто-то ее слышит, а кто-то воспринимает на вкус. Вопрос лишь в том, какое искусство ты чувствуешь больше всего.
Об отношениях с музыкой
Д. Когда ты выбираешь музыку, то заключаешь с ней договор и обязуешься делать все, что от тебя зависит. Иногда ты забываешь об этом и создаешь что-то, несогласованное с ней. То-гда музыка отворачивается от тебя. Это проявляется в том, что со временем у тебя появляется стопка нот и ни одного произведения, достойного внимания. И все попытки сочинить что-то особенное заканчиваются неудачей. Я очень верю в такие отношения. Я всегда чувствую себя обязанным музыке.
М. И я знаю, что если не уделю музыке достойного внимания, она меня так обяжет — не отвертишься. Когда-то перед концертом в Магдебурге я решила не репетировать и положиться на опыт. Была уверена, что все знаю. В итоге сначала сломался один синтезатор, затем второй, позже половина пульта перестала работать. Первую часть концерта я пыталась все починить, а вторую даже петь не хотела — настолько сильно отчаялась. Это был хороший опыт. Теперь, как бы уверенно я себя ни чувствовала, всегда готовлюсь к выступлению.
Д. Всем известно, что чистая машина едет быстрее. Ведь ты уделил ей внимание, позаботился. Так и с музыкой — если упустил что-то из виду, она щелкнет тебя по носу.
Европа или Украина
М. Выходить на европейский рынок так же сложно, как и на украинский. Вопрос в том, на какие жертвы ты сможешь пойти. Начальная стадия — это постоянная работа на грани, сон в автобусе и гримерки в туалете. Если готов через это пройти, сможешь двигаться и дальше.
Д. Важно трудиться над недостижимыми целями. Только так мы сможем достичь большего.
М. Наш первый европейский тур был своего рода проверкой на выносливость. Категорическим вопросом: действительно ли мы готовы к этому? Сейчас понимаю, что готовы, конечно.
О концертах
М. Я всегда стараюсь приехать пораньше, чтобы успеть зарядиться атмо-сферой города.
Д. Концерты бывают разные. Некоторые настолько сильно изматывают, буквально выкручивают тебя. И единственное, чего хочется после выступления — прийти домой и уснуть в ванной. Но бывает и наоборот: во время концерта ощущаешь такой прилив силы, что готов часами общаться с залом. Это самое прекрасное состояние.
М. Иногда я начинаю исчезать еще в момент подготовки к концерту, когда наносится макияж или укладываются волосы. Будто истончаюсь, становлюсь прозрачной.
Д. Это тот случай, когда центром Вселенной становится музыка. И она транслируется через тебя.
Вдохновение
М. Прекрасный фильм An Island Винсента Муна. И один из самых любимых — дебютная работа Дмитрия Моисеева «Такі красиві люди».
Д. Длинно, медленно, ближе к монохромному, со вспышками и сплином, невнятной фабулой и узорчатой кладкой композиции — это «Бессмертные: война миров» режиссера Энки Билала.
М. Мне нравится польская и украинская поэзия — Богдан-Игорь Антонич, Григорий Чубай, украинские неоклассики, Вислава Шимборская.
Д. Мощная и тонкая литература для меня — Гомер, Михаил Коцюбинский, Лоренс Даррелл. А еще Чжуан-цзы, Сэй-Сёнагон, Иван Багряный.
М. Если музыка, то живая и стоящая того, чтобы ехать за ней как угодно далеко — в Лиссабон, Рейкьявик или Токио.
Д. Музыка должна быть безупречного качества: Арво Пярт, Трент Резнор, Emptyset.