«Когда я начинаю создавать новый спектакль, чувствую себя абсолютно бездарным», — Раду Поклитару о предстоящей премьере

Эксклюзивное интервью для ELLE.UA

Поводом для встречи с одним из лучших современных хореографов Раду Поклитару — создателем театра Kyiv Modern-ballet – послужила предстоящая премьера современной версии балета «Спящая красавица» 23 мая. Второй спектакль состоится 26 июня. По словам Раду, от классической версии балета сохранились только название, имена главных героев и музыка П. И. Чайковского. Хореограф внимательно слушает вопросы, отвечает откровенно, иногда с самоиронией. Перед тем как сказать, на мгновение задумывается, но потом говорит достаточно быстро. Мне кажется, что живет он так же — с вниманием к другим и с юмором по жизни. 

Анастасия Игнатова: С чего началось создание балета «Спящая красавица»? 

Раду Поклитару: Я уединился в отеле Ворзеля, отключил мобильные телефоны и долгие часы гулял по окрестностям города, слушая музыку Чайковского. Затем возвращался в номер и писал краткое содержание спектакля. Через несколько дней у меня был готов концепт. Благодаря поддержке посольства Швейцарии в Украине и лично господина посла Гийома Шойрера, удалось найти финансирование на этот проект, так как он очень дорогой.

А. И.: С какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке спектакля?

Р. П.: Я в этом спектакле использую некие театральные приемы, которым необходимо было учиться. Сразу после нашей с вами беседы я сяду в машину и поеду в дружественный театр, где меня будут консультировать и обучать, как же это делается правильно. 

А. И.: Есть ли у вас предчувствие, что этот спектакль станет балетным хитом?

Р. П.: Я всегда очень неуверенный в себе художник, наверное, к счастью. Каждый раз невероятно дискомфортный для меня период — когда я начинаю создавать новый спектакль, чувствую себя абсолютно бездарным, это происходит постоянно. Я знаю, что такое состояние у меня будет, и я к нему все равно не готов. Кажется, что я повторяюсь, что это малоинтересно, что не получится.

По ночам просыпаюсь от того, что кажется, будто какие-то моменты плохо сделаны: «Почему корона эта не там? Как придумать, чтобы была там? А почему это ребенок….» — все проблемы мира на меня валятся.

Я успокаиваюсь только за несколько дней до премьеры, когда понимаю, что в принципе все выстроилось. Но это ощущение дискомфорта и творческого беспокойства, вот этого зуда и неуверенности в себе мучительно, но необходимо каждому художнику. Потому что если ты уверен в себе и предчувствуешь балетный хит — все, кердык.

А. И.: Вы любите свое произведение смотреть в зрительном зале или за кулисами?

Р. П.: Премьерный спектакль — в зрительном зале, чаще всего в световой рубке, ведь балет создан для зрителей, и странно смотреть его не глазами публики. В дальнейшем, когда постановку показали много раз, ради своего интереса меняю локации: забираюсь на балконы или сажусь в первый ряд, пугая артистов своим присутствием, или смотрю из-за кулис. 

А. И.: Принимаете участие в создании декораций, костюмов, вникаете в такие нюансы, как свет, звук? Или вы занимаетесь только хореографией?

Р. П.: У меня есть минусы как у хореографа. Я очень детально вникаю во все вопросы, связанные с декорациями. Кроме того, ответственно отношусь к свету и занимаюсь этим вместе с нашим художником по свету Еленой Антохиной, с которой работаем вместе уже 12 лет. Я сам делаю звуковой монтаж черновой фонограммы, под которую работаю. А потом уже с нашим звукорежиссером Александром Курием создаем чистовую версию. Но у меня есть минус. Я слабо занимаюсь костюмами. Конечно, смотрю эскизы, но это больше дело девчачье, мне тяжело. Я счастлив, что в моей жизни появился Дмитрий Курята. Доверяю ему и знаю, что вот там будет хит точно. 

А. И.: Какой должна быть балерина, чтобы танцевать в вашем балете партию принцессы Авроры? 

Р. П.: Партия принцессы Авроры в Kyiv Modern-ballet – это не просто красивый цветок в пачке на пуантах, это личность, которая сопротивляется судьбе и борется за свое счастье, за право быть любимой, за право жить так, как ей кажется верным. Поэтому там должна быть личность в первую очередь. Кроме того, балерина должна обладать безупречной координацией, актерским дарованием, которое позволит донести мою идею. 

А. И.: Какая основная идея балета? 

Р. П.: В «Спящей красавице» мне хотелось рассказать историю о сопротивлении, которое нам приходится преодолевать, чтобы достигнуть счастья. Ведь счастье, которое далось как манна небесная, не так дорого.

Идея спектакля всегда заложена в финале произведения. Это то, во имя чего все было сделано. Случается, что я меняю финал в последнюю секунду.

Более того, иногда он переделывался уже после премьеры. В балете «Щелкунчик» на премьере был совершенно другой финал: девочка-нищенка, уснувшая под окном богатого дома, мечтая попасть на праздник, превращается в волшебную золотую мышь, как в какую-то мечту. В следующих спектаклях девочка со спичками Андерсена просто замерзла, и только одна из мышей оплакивает ее тщедушное тельце, которое лежит среди снега на улице. А все, что было, все перипетии, любовь – это просто ей приснилось. 

А. И.: До боли жалко девушку. Вы такую концовку придумали, чтобы зритель плакал? 

Р. П.: Если кто-то заплачет, я буду счастлив. Всяко лучше, чем когда он уходит безразличным. 

А. И.: Какой свой балет вы считаете самым удачным? Какой самый любимый?

Р. П.: Балеты, они как дети: кого-то похвалишь, другие обидятся. 

А. И.: Что лично для вас является показателем успешного спектакля помимо кассовых сборов? 

Р. П.: Кассовый сбор на премьере вообще не показатель, потому что никто не знает, на что идет. У меня есть главный, самый строгий судья моего творчества — это я сам. Это выглядит эгоистично и самоуверенно, но такова правда. Мне должно понравиться, меня должно тронуть, меня должно зажечь, важно, как работают мои артисты, заставляют ли они меня смеяться, плакать, сопереживать? Если это происходит, то я, конечно, счастлив и считаю, что спектакль удался. 

Предстоящая премьера состоится благодаря поддержке посольства Швейцарии в Украине. Редакции ELLE удалось пообщаться и с Гийомом Шойрером, послом Швейцарии в Украине и расспросить его о том, с чего началось их сотрудничество.

Анастасия Игнатова: Господин посол, у вас была уже возможность посмотреть спектакль? 

Гийом Шойрер: Нет, я специально старался не смотреть, чтобы приятно удивиться и иметь свежий взгляд на премьере. Кроме того, не хотелось никоим образом вмешиваться в творческий процесс. 

А. И.: Как давно вы решили с Раду создать этот балет? 

Г. Ш.: В прошлом году я впервые попал на постановку Раду Поклитару и был очень впечатлен. Хотя спектакль был коротким, около 10 минут. Но это было так элегантно, сексуально, модерно. Я подумал, что действительно тут возможно культурное сотрудничество не в форме слов, а в форме танца. Это может быть очень красиво. После такого впечатления я обратился к Раду через его PR-менеджера, и мы начали наше сотрудничество. 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали