Изабель Юппер о насилии, секретах красоты и своей новой роли в Elle

Эксклюзивное интервью французской актрисы для ELLE.UA

Совсем недавно Elle вышел на мировые большие экраны — так называется новый фильм Пола Верховена, режиссера нашумевших в свое время картин «Четвертый мужчина», «Плоть и кровь» и «Основной инстинкт». После многочисленных попыток запустить съемки фильма в Америке, которые так ничем и не закончились (все кандидатки на главную роль, среди которых были Николь Кидман и Шэрон Стоун, с негодованием вернули сценарий), Верховен вернулся к первоначальным планам экранизации романа Филиппа Джиана во Франции, ведь его действие изначально там и происходило. Потому что можно, конечно, переписать сюжет, переселив героев из Парижа в Чикаго или Нью-Йорк, заменить лето на зиму, но найти актрису, которая достоверно сыграет успешную бизнес-леди, чью жизнь невероятным образом изменяет жестокое изнасилование, задача гораздо более трудная. Такую героиню, внутри которой шевелится клубок демонов, может сыграть только непревзойденная Изабель Юппер. Ведь она обладает исключительным актерским даром оправдать любую аморальность своих персонажей. 

Мы встретились с Изабель Юппер на международном кинофестивале в Торонто. Миниатюрная, изящная, рыжеволосая Изабель принадлежит к тому роду женщин, глаза которых светятся интеллектуальной иронией, позволяющей не относиться слишком серьезно ко всему, включая и саму себя. Она не из тех, кто долго обдумывает ответы на вопросы. Прекрасно владея английским, она ведет беседу легко, то и дело прикладывая ладонь к лицу или игриво покручивая пряди волос. Шелковое платье в мелкий цветочек лишь подчеркивает женственность ее образа.  

Лена Бассе  и Изабель Юппер

Практически все сыгранные вами героини обладают невероятным, почти стальным характером. Этот аспект прописывается в сценариях или вы привносите эту «характерность» от себя?

По правде говоря, я не считаю, что мои героини обладают стальным характером. Я бы даже сказала, что наоборот. Просто я стараюсь создать образ, который невозможно было бы определить ни как жертвенный, ни как злодейский. В реальной жизни редко встречаются экстремальные персонажи, способные удержаться в крайностях. Поэтому я как актриса стараюсь быть максимально правдивой. А жертв я вообще не люблю играть. Кроме того, мне кажется, что и мои героини не горят желанием быть жертвами. А что касается внутренней силы, то и это вряд ли обо мне: я, скорее, полагаюсь на свою интуицию и воображение. Просыпаясь утром, я не могу предугадать, как будут развиваться события в течение дня и какова будет моя реакция на эти самые события. Я реагирую на них так, как получается. У меня нет жестких правил.

Что вам как актрисе было важно сказать своей новой ролью?

Вся моя актерская работа направлена на то, чтобы впустить зрителей в жизнь моих героинь, хоть ненадолго заставить посмотреть на мир их глазами. И не для того чтобы оправдать их поступки, а хотя бы запустить процесс понимания, почему они действуют именно так. И это единственная причина, почему я выбираю такие роли.

Перед началом съемок вы говорили с женщинами, которые подвергались насилию в реальной жизни?

Нет, это выдуманная история, и мне никогда не пришло бы в голову узнавать, как на самом деле это происходит. Актерская работа заключается в игре воображения. Мне интереснее представить эту историю, исходя из фантазии сценариста и задач режиссера, чем попытаться скопировать чей-то реальный опыт. Ведь суть кинематографа — не преподать урок этики и не указать на социальную проблему. Хорошее кино — это эмоции, но не чрезмерные, без сентиментальности.

Не секрет, что все американские актрисы, кому Пол Верховен предлагал роль Мишель, отвергли ее. Может быть, французские актрисы просто более смелые?

Не знаю, я не чувствую в себе какой-то особой смелости. Может быть потому, что такие роли меня совершенно не пугают, мне не нужна смелость, чтобы перепрыгнуть через барьер, у меня просто нет этих барьеров. У меня не возникает проблем с определенной аморальностью персонажа, как в этой истории. Наоборот, я уверена, что все великие фильмы в той или иной степени разрушают иллюзии об идеальном мироустройстве, заставляют зрителя задуматься, ощутить некий дискомфорт с самим собой, взглянуть на мир под иным углом. Тогда люди стараются найти ответы на возникшие у них вопросы.  Когда я начала сниматься в «Пианистке», я много думала о роли, которая была далеко не из легких, но я никогда не сомневалась в том, надо ли мне ее играть.

Для меня важнее, как играть, как показать мою героиню зрителям. И не для того чтобы они ее полюбили, нет! Но для того чтобы поняли. Или хотя бы попытались понять.

Поэтому я берусь за такие роли. Для меня это не вопрос выбора, я просто делаю это. Так же как моя героиня в фильме Верховена. Мишель не задумывается над тем, что она будет делать. Она просто делает.

Кадр из фильма "Она"

Что еще лично для вас имеет значение при выборе роли?

Мне кажется, что это не я выбираю роли, скорее, это сами роли выбирают меня. Когда ты сталкиваешься с хорошей ролью, то узнаешь ее в тот же самый момент. Ты просто знаешь, что тебе надо ее сыграть. У тебя просто нет выбора. Когда я читала сценарий Elle, я уже знала, что буду сниматься в этом фильме. И все же главным критерием для меня, пожалуй, является работа с режиссером. Я была счастлива возможности поработать с Полом Верховеном, фильмы которого я очень высоко ценю. Помню, как я впервые увидела его картину «Турецкие наслаждения». Я тогда еще училась в школе, и меня поразила эта лента. Многие восприняли ее как полупорнографическую, пресса громила ее, и единственным изданием, которое дало положительный отзыв, был «Шарли Эбдо», журнал уже тогда предрек Верховену всемирную славу. Если бы мне в то время сказали, что я буду сниматься у этого режиссера, я ни за что бы не поверила. Для меня Пол Верховен — великий режиссер, в одном ряду с Хичкоком, Шабролем и Годаром. Так что картины я выбираю именно из-за режиссеров, а потом уже смотрю на сценарий и на героиню. Ведь героиня может получиться только в результате алхимии между актрисой и режиссером.

То есть ради работы с хорошим режиссером вы даже могли бы переехать в Голливуд?

Кино – это мой дом, поэтому там, где я снимаюсь в кино, там и мой дом. В Лос-Анджелесе я снималась во «Взломщике сердец». Я снималась на Филиппинах, в Венгрии, в Польше, в Сербии, в Италии, в Германии… Да, кино – это мой большой дом. И я его очень люблю.

И в этом большом доме у вас живет кошка…

Да, это точно! (Смеется.) Это действительно забавно, что в двух своих последних фильмах я снималась с кошками, причем они играли довольно важную роль в жизни моих героинь. Особенно в фильме «Она». Немые диалоги, которые ведет Мишель с кошкой, невероятно выразительны. Так же как и первая сцена фильма, в которой зрители наблюдают за развитием событий как бы глазами хозяйской кошки. Кошки – удивительные создания. У меня самой тоже есть кот. Его зовут Крекет, но это секретна информация. (Смеется.)

Кадр из фильма "Она"

Изабель, а в чем секрет вашей красоты? Вы занимаетесь спортом, придерживаетесь здорового питания?

(Смеется.) Я даже не знаю. Я не могу похвастаться, что занимаюсь спортом. Правда, я никогда не пользуюсь лифтом. Кроме того что у меня клаустрофобия, я считаю, что хождение по лестницам – это хороший способ ежедневных физических занятий. Но самое главное, как мне кажется, я занимаюсь профессионально тем, что я по-настоящему люблю. Это поддерживает мое состояние духа, а значит и тела. 

А есть ли любимая музыка?

Мне нравится довольно разная музыка. Люблю классику, Шуберта, Чайковского, но и современных композиторов тоже. На самом деле я очень люблю голоса, красивые голоса. Мне нравится Эми Уайнхаус и Адель.

А Милен Фармер?

Милен? О да, конечно! Милен – моя подруга, она необыкновенная.

Когда смотришь на Мишель в вашем исполнении, то понимаешь, что в современном кинематографе на самом деле мало актрис, которые, подобно вам, смогли бы перемешать в одном образе темную чувственность, душевную хрупкость и женскую силу…

Женская сила – она невидима. Это что-то неуловимое.

Женская сила заключается не в том, чтобы взять в руки оружие и объявить всему миру, что собираешься его завоевать. А в том, чтобы быть в тонких отношениях с этим миром.

Даже если эти отношения кажутся трагичными. Как в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Когда-то давно именно женская сила героини этого фильма заставила меня задуматься об актерской профессии. 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали