Интервью: Лилия Литковская

Лилия Литковская и Веня Брыкалин отвечали на вопросы Сони Забуги о том, как вынашивался замысел последней коллекции лейбла Litkovskaya.

Лейбл Litkovskaya, пожалуй, один из немногих в Украине, кто испытывает повышенное внимание со стороны иностранных байеров и прессы. Четыре сезона в парижском шоу-руме дали свои результаты: помимо уже существующих точек продаж в Украине, Америке, России и Японии с нового сезона к портфолио марки присоединятся магазины в Корее и на Кипре. Литковскую любят снимать такие апологеты интеллектуального глянца, как Numéro, Harper’s Bazaar, Interview. Для марки сегодня крайне важно оправдать свою репутацию надежного партнера со всеми соответствующими обязательствами – по поставкам, качеству коллекций, наконец, имиджу. О том, как дается такая независимость лейблу, мы решили поговорить с Лилей Литковской и Веней Брыкалиным в офисе марки.

В свое время вы озвучили мысль, что хотите позиционировать лейбл Litkovskaya как международный, без привязки к Украине. С чем это связано?

Веня Сегодня мир в целом и наша индустрия глобальны. Публике интересны идеи, которые несет дизайнер, а не его паспорт. Мы всегда упоминаем, что марка располагается в Киеве: здесь находятся наш офис и производство. Но в целом бизнес с каждым сезоном становится более интернациональным: заказы на ткани отправляются в Италию и Францию, коллекции создаются в Украине, презентуются в Париже, а потом продаются по всему миру. Это подчиняет работу определенной логике и ритму, внутри которого физическое расположение не имеет больше решающего значения.

Лиля Когда на постсоветском пространстве модный бизнес только зарождался, формулировка «локальный дизайнер» была определенным водоразделом между настоящей, большой модой Нью-Йорка и Парижа и робкими попытками местных дизайнеров найти свою идентичность и создавать свой продукт. Сегодня, к счастью или нет, все вынуждены играть по общим правилам. Поэтому важно, хороший ты дизайнер или плохой – вне зависимости от прописки.

Просматривая коллекции Litkovskaya, понимаешь, что они кардинально разные. Каждый раз берется какая-то новая, отличная от предыдущей тема. Видна работа в совершенно ином ключе. Никогда не знаешь, что именно увидишь на шоу. В последней коллекции органично смотрелись настолько разные с точки зрения обывателя форматы – элементы японского костюма и рабочей одежды, например.

Лиля Процесс инспирации настолько тонкий, что его сложно объяснить словами. Замысел коллекции вынашивается в отрывочных словах, еле уловимых цитатах из книг, образах, встреченных в кино или на улицах городов. Одна идея начинает резонировать особенно сильно – и вокруг нее выстраивается история, которую мы пытаемся рассказать в вещах. В этот раз я серьезно увлеклась японскими гравюрами, но интересно было поработать с этим сюжетом в приложении к реальности западной культуры и, как это часто бывает в наших коллекциях, обнаружить какой-то конфликт и рифмы внутри него. С темой ориентализма мы определились еще до того, как я попала на выставку Хокусая в Париже. Но тогда в темных залах Гран-Пале я по-настоящему почувствовала эту коллекцию, буквально на уровне осязания. Такие случайности еще больше укрепляют веру в правильность выбора. В предыдущих коллекциях Litkovskaya, встречались определенные линии, элементы кроя, формы и конструкции, вдохновленные восточной традицией костюма, – то, что всегда было мне близко. Но в этом сезоне мне захотелось более глубоко высказаться на эту тему. Новая коллекция – это своего рода крик изнутри.

Веня На самом деле круг тем коллекций Лили во многом постоянный. Всегда есть ключевые пункты, близкие ей как дизайнеру, но они каждый раз сталкиваются между собой и компонуются по-новому. В работе Лили соединяются и русский конструктивизм, и увлечение ориентализмом, и тема винтажа, и ресайклинг, и нагромождение старого в поисках нового. В ее творчестве важен вопрос не что, а как. Важен процесс и нарратив, внутри которых помимо технического исполнения играют роль сюжет и конфликт идей. Тогда идея кимоно выражается не в реплике кимоно, а в тяжелом двустороннем пальто из графичного пэчворка, которое отсылает к старому японскому костюму с гравюры, но никогда не цитирует его буквально. Мне кажется, именно это первично.

Лиля Работа над коллекцией – это одновременно созидание и борьба, и я люблю эту неопределенность в работе, до конца не зная, каким будет финальный продукт. Ведь за кадром остается много чернового труда - очевидных неудач, неоправданных и нереализованных идей, технических сложностей. Это всегда мучительный процесс. Но каждый раз я стараюсь идти до конца, чтобы максимально полно рассказать историю.

Веня На мой взгляд, это и есть показатель того, как работает Литковская. Это всегда истории по отношению к себе, и то, как она передает их в своих коллекциях, наполняет вещи жизнью. Мне кажется, мир начинает испытывать определенную ностальгию по такому подходу, ведь этого становится все меньше. Нам не хватает историй, рассказанных в дизайне: не мерчандайзинга, не стайлинга, а именно труда дизайнера, который работает не ради wow-фактора или снимка в инстаграм, а чтобы раз в полгода поделиться историей.

Сочетать креатив с коммерцией – своего рода искусство. С одной стороны, презентовать коллекцию с историей, с другой – сделать так, чтобы эту коллекцию потом поняли и закупили байеры. Ну и, конечно, клиенты могли это носить…. Одним словом, найти баланс.

Лиля Для этого и необходима команда, которая, верит, сопереживает и со своей стороны направляет – в каких-то ситуациях останавливает либо, наоборот, стимулирует и в нужный момент говорит: смелее!

Веня С опытом приходит интуитивная уверенность в принимаемых решениях – учишься оценивать и взвешивать каждый шаг, видеть путь из пункта А в пункт Б. Конечно, творчество спонтанно, и часто бывает, что самые сумасбродные идеи окупаются с лихвой. Но индустрия учит быть прагматичным.

Лиля На каждом этапе работы над коллекцией приходится делать выбор, принимать или отметать идеи, наработки. Даже на уровне выбора тканей, чему я уделяю фанатичное внимание, мы советуемся с sales-отделом, чтобы не ошибиться, чтобы в итоге коллекция была коммерчески оправданной. Нам приходится находить компромиссы. Порой мы громко парируем. Но это всегда созидательные споры и дискуссии.

На этот раз были материалы с метаморфозами: шерсть, к примеру, выглядела как деним, а хлопок – как шелковый сатин.

Лиля Это всегда меня сильно увлекает: одежда как некая иллюзия, представление и проекция самого себя во внешнем мире. Поэтому и ткани оказываются иллюзорными – это такая игра на грани. Я много экспериментирую с обработкой, где рюши на топах кажутся нарочно необработанными, а подолы на платьях смотрятся порезанными или разорванными. А на самом деле внутри каждый шов окантован и подшит вручную.

Веня Во время разработки новых коллекций очень много сил, времени и стараний уходит на детали, едва заметные глазу. Но в конечном итоге клиент чувствует, когда ему постарались рассказать историю, предложили определенный сценарий. Ведь дизайнер мог использовать традиционный деним, а вместо этого предлагает стретчевую шерсть, которая выглядит как обычный коттон. Всегда можно действовать прямолинейно и просто, но приходится прикладывать больше сил и проявлять большую изобретательность, чтобы удивить клиента и предложить ему сыграть в игру. Именно так вещи обретают характер.

И возможно в том числе благодаря неожиданным решениям – как, например, идея использовать жемчуг в последней коллекции...

Лиля В каждой нашей коллекции всегда присутствует элемент старорежимного парижского шика. В одном из долгих перелетов я посмотрела фильм «Китайский квартал». Мне запомнился образ Фэй Данауэй в мужском костюме, к которому была прикреплена нитка жемчуга - это смотрелось так элегантно! Буквально пару дней спустя на отдыхе я с подругой попала на местный рынок, где продавались россыпи жемчуга. В голове сразу же всплыли кадры из фильма. Позже мы искали способ уравновесить громоздкие верхние вещи и индустриальную фактуру кожи, и этот натуральный необработанный жемчуг показался мне отличным контрапунктом для коллекции.

Веня Всегда есть темы и сюжеты, которые на первый взгляд кажутся инородными марке. То, что на бумаге смотрится абсолютно чуждым миру Litkovskaya. Но нам нравится использовать такие элементы и перерабатывать их в новом, непривычном для самих себя ключе.

Лиля Мы любим работать с вещами с «плохой репутацией». Браться за стереотипные материи, которые привыкли считывать определенным образом, но находить в них новое, свое звучание. В первую очередь, это разрушение собственных барьеров и выход из зоны комфорта – такие опыты очень расковывают и освобождают.

Видео - первое из серии, снятое в сотрудничестве с Сергеем Моргуновым. Осенью будет презентована следующая часть проекта.

LITKOVSKAYA FW 15.16 COLLECTION CARROUSEL 4.20 from LITKOVSKAYA on Vimeo.


Реклама

Популярні матеріали

Fashion Talk: 15 питань Ользі Галушці про улюблені бренди...


Яке взуття обирають на зиму модниці: 28 найстильніших варіантів...


«Мій бекграунд — це основа, що дарує мені свободу». Інтерв’ю з...


Читайте також
Популярні матеріали