Лейбл Litkovskaya, пожалуй, один из немногих в Украине, кто испытывает повышенное внимание со стороны иностранных байеров и прессы. Четыре сезона в парижском шоу-руме дали свои результаты: помимо уже существующих точек продаж в Украине, Америке, России и Японии с нового сезона к портфолио марки присоединятся магазины в Корее и на Кипре. Литковскую любят снимать такие апологеты интеллектуального глянца, как Numéro, Harper’s Bazaar, Interview. Для марки сегодня крайне важно оправдать свою репутацию надежного партнера со всеми соответствующими обязательствами – по поставкам, качеству коллекций, наконец, имиджу. О том, как дается такая независимость лейблу, мы решили поговорить с Лилей Литковской и Веней Брыкалиным в офисе марки.
В свое время вы озвучили мысль, что хотите позиционировать лейбл Litkovskaya как международный, без привязки к Украине. С чем это связано?
Похожие материалы:
Веня Сегодня мир в целом и наша индустрия глобальны. Публике интересны идеи, которые несет дизайнер, а не его паспорт. Мы всегда упоминаем, что марка располагается в Киеве: здесь находятся наш офис и производство. Но в целом бизнес с каждым сезоном становится более интернациональным: заказы на ткани отправляются в Италию и Францию, коллекции создаются в Украине, презентуются в Париже, а потом продаются по всему миру. Это подчиняет работу определенной логике и ритму, внутри которого физическое расположение не имеет больше решающего значения.
Лиля Когда на постсоветском пространстве модный бизнес только зарождался, формулировка «локальный дизайнер» была определенным водоразделом между настоящей, большой модой Нью-Йорка и Парижа и робкими попытками местных дизайнеров найти свою идентичность и создавать свой продукт. Сегодня, к счастью или нет, все вынуждены играть по общим правилам. Поэтому важно, хороший ты дизайнер или плохой – вне зависимости от прописки.
Похожие материалы:
Просматривая коллекции Litkovskaya, понимаешь, что они кардинально разные. Каждый раз берется какая-то новая, отличная от предыдущей тема. Видна работа в совершенно ином ключе. Никогда не знаешь, что именно увидишь на шоу. В последней коллекции органично смотрелись настолько разные с точки зрения обывателя форматы – элементы японского костюма и рабочей одежды, например.
Лиля Процесс инспирации настолько тонкий, что его сложно объяснить словами. Замысел коллекции вынашивается в отрывочных словах, еле уловимых цитатах из книг, образах, встреченных в кино или на улицах городов. Одна идея начинает резонировать особенно сильно – и вокруг нее выстраивается история, которую мы пытаемся рассказать в вещах. В этот раз я серьезно увлеклась японскими гравюрами, но интересно было поработать с этим сюжетом в приложении к реальности западной культуры и, как это часто бывает в наших коллекциях, обнаружить какой-то конфликт и рифмы внутри него. С темой ориентализма мы определились еще до того, как я попала на выставку Хокусая в Париже. Но тогда в темных залах Гран-Пале я по-настоящему почувствовала эту коллекцию, буквально на уровне осязания. Такие случайности еще больше укрепляют веру в правильность выбора. В предыдущих коллекциях Litkovskaya, встречались определенные линии, элементы кроя, формы и конструкции, вдохновленные восточной традицией костюма, – то, что всегда было мне близко. Но в этом сезоне мне захотелось более глубоко высказаться на эту тему. Новая коллекция – это своего рода крик изнутри.
Похожие материалы:
Веня На самом деле круг тем коллекций Лили во многом постоянный. Всегда есть ключевые пункты, близкие ей как дизайнеру, но они каждый раз сталкиваются между собой и компонуются по-новому. В работе Лили соединяются и русский конструктивизм, и увлечение ориентализмом, и тема винтажа, и ресайклинг, и нагромождение старого в поисках нового. В ее творчестве важен вопрос не что, а как. Важен процесс и нарратив, внутри которых помимо технического исполнения играют роль сюжет и конфликт идей. Тогда идея кимоно выражается не в реплике кимоно, а в тяжелом двустороннем пальто из графичного пэчворка, которое отсылает к старому японскому костюму с гравюры, но никогда не цитирует его буквально. Мне кажется, именно это первично.
Лиля Работа над коллекцией – это одновременно созидание и борьба, и я люблю эту неопределенность в работе, до конца не зная, каким будет финальный продукт. Ведь за кадром остается много чернового труда - очевидных неудач, неоправданных и нереализованных идей, технических сложностей. Это всегда мучительный процесс. Но каждый раз я стараюсь идти до конца, чтобы максимально полно рассказать историю.
Веня На мой взгляд, это и есть показатель того, как работает Литковская. Это всегда истории по отношению к себе, и то, как она передает их в своих коллекциях, наполняет вещи жизнью. Мне кажется, мир начинает испытывать определенную ностальгию по такому подходу, ведь этого становится все меньше. Нам не хватает историй, рассказанных в дизайне: не мерчандайзинга, не стайлинга, а именно труда дизайнера, который работает не ради wow-фактора или снимка в инстаграм, а чтобы раз в полгода поделиться историей.
Похожие материалы:
Сочетать креатив с коммерцией – своего рода искусство. С одной стороны, презентовать коллекцию с историей, с другой – сделать так, чтобы эту коллекцию потом поняли и закупили байеры. Ну и, конечно, клиенты могли это носить…. Одним словом, найти баланс.
Лиля Для этого и необходима команда, которая, верит, сопереживает и со своей стороны направляет – в каких-то ситуациях останавливает либо, наоборот, стимулирует и в нужный момент говорит: смелее!
Веня С опытом приходит интуитивная уверенность в принимаемых решениях – учишься оценивать и взвешивать каждый шаг, видеть путь из пункта А в пункт Б. Конечно, творчество спонтанно, и часто бывает, что самые сумасбродные идеи окупаются с лихвой. Но индустрия учит быть прагматичным.
Лиля На каждом этапе работы над коллекцией приходится делать выбор, принимать или отметать идеи, наработки. Даже на уровне выбора тканей, чему я уделяю фанатичное внимание, мы советуемся с sales-отделом, чтобы не ошибиться, чтобы в итоге коллекция была коммерчески оправданной. Нам приходится находить компромиссы. Порой мы громко парируем. Но это всегда созидательные споры и дискуссии.
На этот раз были материалы с метаморфозами: шерсть, к примеру, выглядела как деним, а хлопок – как шелковый сатин.
Похожие материалы:
Лиля Это всегда меня сильно увлекает: одежда как некая иллюзия, представление и проекция самого себя во внешнем мире. Поэтому и ткани оказываются иллюзорными – это такая игра на грани. Я много экспериментирую с обработкой, где рюши на топах кажутся нарочно необработанными, а подолы на платьях смотрятся порезанными или разорванными. А на самом деле внутри каждый шов окантован и подшит вручную.
Веня Во время разработки новых коллекций очень много сил, времени и стараний уходит на детали, едва заметные глазу. Но в конечном итоге клиент чувствует, когда ему постарались рассказать историю, предложили определенный сценарий. Ведь дизайнер мог использовать традиционный деним, а вместо этого предлагает стретчевую шерсть, которая выглядит как обычный коттон. Всегда можно действовать прямолинейно и просто, но приходится прикладывать больше сил и проявлять большую изобретательность, чтобы удивить клиента и предложить ему сыграть в игру. Именно так вещи обретают характер.
Похожие материалы:
И возможно в том числе благодаря неожиданным решениям – как, например, идея использовать жемчуг в последней коллекции...
Лиля В каждой нашей коллекции всегда присутствует элемент старорежимного парижского шика. В одном из долгих перелетов я посмотрела фильм «Китайский квартал». Мне запомнился образ Фэй Данауэй в мужском костюме, к которому была прикреплена нитка жемчуга - это смотрелось так элегантно! Буквально пару дней спустя на отдыхе я с подругой попала на местный рынок, где продавались россыпи жемчуга. В голове сразу же всплыли кадры из фильма. Позже мы искали способ уравновесить громоздкие верхние вещи и индустриальную фактуру кожи, и этот натуральный необработанный жемчуг показался мне отличным контрапунктом для коллекции.
Веня Всегда есть темы и сюжеты, которые на первый взгляд кажутся инородными марке. То, что на бумаге смотрится абсолютно чуждым миру Litkovskaya. Но нам нравится использовать такие элементы и перерабатывать их в новом, непривычном для самих себя ключе.
Лиля Мы любим работать с вещами с «плохой репутацией». Браться за стереотипные материи, которые привыкли считывать определенным образом, но находить в них новое, свое звучание. В первую очередь, это разрушение собственных барьеров и выход из зоны комфорта – такие опыты очень расковывают и освобождают.
Видео - первое из серии, снятое в сотрудничестве с Сергеем Моргуновым. Осенью будет презентована следующая часть проекта.
Похожие материалы:
LITKOVSKAYA FW 15.16 COLLECTION CARROUSEL 4.20 from LITKOVSKAYA on Vimeo.