Много ли известно о нишевой парфюмерии? По словам Дмитрия Слесарева, создателя проекта parfum büro, нишевый аромат является завершающей точкой в образе людей, к примеру из мира моды. Но чаще всего значение словосочетания не очевидно. Ведь эпатажный аромат, словно произведение современного искусства, не должен быть интересен и понятен каждому. Или должен? В поисках ответа на этот и другие вопросы ELLE зашел в гости к parfum büro, расспросил Дмитрия Слесарева о связи нишевой парфюмерии с живописью, о старомодных и современных ароматах и заодно о личных предпочтениях автора проекта.
Дмитрий Слесарев: Мы как компания-дистрибьютор профессионально занимаемся парфюмерией много лет. В последние годы нам открылась красота нишевой парфюмерии. Оглянуться не успели, как она стала нашим основным профилем. Так, чуть больше года назад, мы запустили самостоятельный проект parfum büro.
В процессе работы стало ясно, что у нас не хватает информации и ресурсов, которые бы познакомили и открыли для людей концепцию ниши. Сегодня основная миссия parfum büro заключается в развитии культуры высокой парфюмерии среди украинской аудитории. Мы задумывали некую платформу, которая объединит наших партнеров, криэйторов концептуальных брендов, профессионалов рынка нишевой парфюмерии Украины и просто любителей ароматов.
ELLE: Создается впечатление, будто не спрос породил предложение, а вы по собственной инициативе занялись развитием культуры нишевой парфюмерии на украинском рынке.
Д. С.: Безусловно, сейчас спрос растет, ниша оказалась в тренде. Но многие ее ценители на общем фоне лишь маленький процент. Мы не первооткрыватели в отрасли нишевой парфюмерии, мы доносим существующую культуру до наших соотечественников, разделяя эти ценности.
ELLE: В чем основное отличие между нишевой и регулярной парфюмерией?
Д. С.: В регулярной парфюмерии, как правило, за плечами стоит fashion-бренд, который дает мощную поддержку парфюмерному продукту, но в то же время существенно ограничивает свободу творчества. В нише иначе. Тут конкуренция концепций. Побеждает сильнейшая идея и ее воплощение, что лично мне кажется гораздо честнее, чем победа за счет размера бюджета, влитого в рекламу и маркетинг.
ELLE: В случае с нишевой парфюмерией, есть ли смысл расширять аудиторию или она должна держаться вне массовых вкусов?
Д. С.: Ниша не должна быть массовой. Скорее, она создана для людей, любящих индивидуальность. Как можно сделать массовым утонченное современное искусство? А мы относимся к нашему сегменту как раз как к искусству. Именно поэтому в рамках проекта parfum büro появилась одноименная галерея, которая и стала его основной публичной локацией. В эстетике художественной галереи ароматы преподнесены как экспонаты. На сегодняшний день их 313. В каждом ‒ сложнейшая композиция, которую сочинил творческий союз автор-криэйтор-нос. Аналогично тому, как можно получить удовольствие от созерцания живописной композиции, так запросто возможно прийти к нам в галерею и послушать, как звучит аромат.
ELLE: Как возникло сочетание «картинная галерея, живопись и ароматы»?
Д. С.: В английском языке для определения нашего сегмента используется термин artistic perfumery, если дословно ‒ «художественная парфюмерия», и мне он очень нравится. Действительно, за каждой композицией стоит творчество, настоящее произведение искусства. Поэтому такая связь – это не выдумка, а логичное продолжение. Когда относишься к аромату как к произведению искусства, то речь идет не только о живописи. Ниша сочетается с любым видом искусства, потому что и запахи, и искусство порождают эмоции.
ELLE: Вы могли бы рассказать подробнее о текущей экспозиции в галерее parfum büro?
Д. С.: Сейчас мы сотрудничаем с «Щербенко Арт Центром». Марина Щербенко является куратором нынешней экспозиции «Тайны Венеции». В галерее три украинских художника: фотоколлажи Ярослава Присяжнюка, слегка эротические фотографии Александра Бланка в премьерном зале и скульптуры Марии Куликовской – женские тела из мыла. Кстати, вопреки стереотипам, мыло изначально возникло в Венеции в XVI веке, а не в Париже.
Для украинских ценителей высокой парфюмерии мы привезли богатые ароматы нового бренда The Merchant of Venice. Наши партнеры ‒ коренные венецианцы, потомки одного из родов дожей, представители четвертого поколения семьи парфюмеров. При знакомстве с этими людьми начинаешь понимать, что из себя представляет истинный аристократизм. При этом они абсолютно современные люди, грамотные бизнесмены, еще и байкеры, несмотря на преклонный возраст. Когда они задумались о концепции нового бренда, рассудили так: вот она, Венеция, город с невероятной историей парфюмерии и торговли, ведь Венецианская республика была мощнейшей державой, родившейся без войн и мечей.
ELLE: А дальше какие планы?
Д. С.: Ближайшая экспозиция галереи parfum büro будет создана в рамках ежегодного фестиваля французской культуры «Французская весна» и станет его частью в этом году. У нас будет ольфактивная инсталляция под названием «Одиннадцать миров и четыре чувства» с участием двух художников-графиков – украинки и француза, поэтессы и тандема музыкантов. В остальном сохраню интригу, которая раскроется 14 апреля.
ELLE: Как правило, родина ароматов ‒ это Италия и Франция или география намного шире?
Д. С.: Верно, традиционно это французы и итальянцы. Но сегодня мир парфюмерии шире: и в Америке, и в Аргентине, и в Украине многие талантливые криэйторы творят удивительные вещи. С развитием науки химии за последние лет 100 парфюмеры научились синтезировать ароматы. Высокая парфюмерия сегодня с ее воздействием на эмоциональном уровне ‒ это симбиоз химии и лирики.
ELLE: А можно ли разделить запахи на современные и устаревшие? Ведь, как ни крути, ингредиенты, данные природой, всегда были одни и те же. Насколько изменились сами запахи в нашем восприятии?
Д. С.: По поводу старомодности, я думаю, если бы мы сейчас попробовали ароматы, которыми пользовались французские короли при дворе, сомневаюсь, что они бы нам понравились. Да, они натуральные, но мир идет вперед. Сейчас гораздо больше возможностей. Скорее, есть классические ароматы – они тоже бывают очень красивыми. И в классической манере возможно апгрейдить. Тогда это резонно.
ELLE: Какие ароматы близки вам?
Д. С.: Я лично перепробовал и отобрал все ароматы, представленные в коллекции parfum büro, поэтому мне сложно выделить какой-то конкретный. Мне нравятся определенные ингредиенты, я обращаю на них внимание, если они встречаются в композиции. Люблю ирис, ваниль, вариации на тему цитрусовых. В галерее parfum büro мы установили настоящее бюро парфюмера – наш символ, где представлено порядка 115 ингредиентов в чистом виде. Обязательно попробуйте, это очень интересно! Но главное волшебство происходит в тот момент, когда вы ощущаете совершенство сложившихся воедино нот ароматной симфонии своим сердцем и душой!