В чем заключается настоящая girl power и как обратить ее на пользу себе и обществу, знает Лика Спиваковская. Девушка известна как галерист, основатель Spivakovska ART:EGO gallery, управляющий партнер Mandarin Maison art gallery, арт-консультант (сертификат Sothebys Institute of Art New York). На ее счету более 500 организованных выставок в Украине, 20 выставок за границей: Париж, Милан, Рим, Мадрид, Палермо, Прага, Рига, Вена, Венецианская биеннале. Также Лика развивает арт-культуру в Украине, продвигает украинское искусство за рубежом, работает с молодыми и топовыми украинскими и иностранными художниками, консультирует по подбору работ в интерьер и частные коллекции.
И, кроме того, создала и организовала более 20 социальных и благотворительных проектов. Лика — автор книги «Лайкни меня», продажи от которой идут в поддержку фонда «Благомай» на программу образования для выпускников детских домов.
Мы пообщались с Ликой в рамках проекта Answear x ELLE об искусстве, выставочном пространстве Spivakovska ART:EGO, об общественной деятельности и о ее книге.
Платье и туфли, answear.Lab; украшения, собственность героини
БЛИЦ
Позвонить или написать?
Написать, а потом позвонить.
Интернет или личное общение?
Личное общение глаза в глаза.
Фейсбук или инстаграм?
Фейсбук — для текстов, инстаграм — для картинок.
Джаз или диско?
А классику можно?
Книги или сериалы?
Сериалы — способ проветрить мозг, книги — наполнить.
3 любимых профиля в Instagram:
@spivakovska_artego_gallery: тут можно следить за выставками и получать приглашения на открытия;
@alexdanifotografo: любимый фотограф, всегда вдохновляюсь его съемками;
@stasprostoklass: когда нужно просто отвлечься и включить самоиронию. (Улыбается.)
Для вас важна общественная деятельность. Что стало толчком к действию? Расскажите, какими проектами вы сейчас занимаетесь и в чем видите их пользу.
Думаю, в современном мире каждый человек, который что-то делает и есть в соцсетях, — общественный деятель. Будь то бизнес, искусство, мода, вечеринки или фондовые рынки — каждый вкладывает часть себя в развитие общества. И это понятно: мы чувствуем себя хорошо, когда помогаем другим, наставляем или вдохновляем.
На моем счету более 30 благотворительных проектов, это и отдельно взятые мероприятия, и аукционы искусства, и такой большой проект, как «Театр без актеров», в котором на сцену выходили селебрити и люди из бизнеса, без театрального опыта. Все премьеры были благотворительными, у нас уже сыграли около 40 известных людей, мы помогли многим фондам, в основном работающим с детьми.
Какие планы на ближайшее будущее у вас как у общественного деятеля?
Сейчас я вижу, что больше всего пользы обществу приношу развитием украинского искусства. Я представляю наших художников за границей: возила большие выставки в Милан, Рим, Париж, Мадрид, Прагу, Ригу, Палермо и на Венецианскую биеннале. Я помогаю молодым художникам найти свой путь, сформировать свою уникальность, открыть новые смыслы. Считаю, что искусство — это самый мощный и сильный язык, на котором можно общаться с мыслящими людьми, а ведь именно они — тот локомотив, который мчит общество в будущее.
Рубашка, answear.Lab; украшения, собственность героини
Вы известный дипломированный галерист. Расскажите о вашем выставочном пространстве Spivakovska ART:EGO. Какими были самые яркие арт-проекты и над чем вы работаете сейчас?
Галерею я открыла 7 лет назад. Тогда это стало для меня новым видом деятельности, ведь до этого я 10 лет управляла рекламным холдингом. Искусство было неизведанным, манящим и слегка пугающим, признаюсь. Чтобы разобраться в нем, я поступила в Sotheby’s Institute of Art New York, получила сертификат по Gallery business. Дипломированных галеристов в Украине немного, а украинские вузы вообще не предполагают такой специальности. Так что пришлось сразу идти по пути других стран, и это сыграло важную роль в дальнейшем развитии галереи: я применяю международный опыт в своей деятельности, это дает большое преимущество.
За семь лет Spivakovska ART:EGO gallery организовала около 500 выставок украинских и иностранных художников. Большинство из них были первыми персональными выставками в резюме молодых талантов. Сейчас я смело могу сказать, что мы открываем новые имена и даем хороший старт тем авторам, которые находят свое призвание в творчестве.
Большинство галерей боятся работать с новыми именами. Но еще тогда, семь лет назад, на открытии галереи я приняла решение, что это будет местом для всех, кто посвящает себя созиданию и созданию чего-то нового. В этом я вижу свою роль: чем больше будет людей, желающих творить, тем меньше будет войн.
Spivakovska ART:EGO gallery работает с новыми именами, тогда как MANDARIN MAISON gallery — с топовыми художниками. Каким вы видите развитие в ближайшем будущем этих двух галерей?
Вообще это достаточно удивительно для арт-мира: управлять такими разными галереями. Партнером в Mandarin Maison gallery меня пригласили полтора года назад, и за это время можно уверенно сказать, что галерея имеет свое четкое позиционирование, лицо, узнаваемость и статус. Это была моя основная цель: я хотела создать такой своеобразный музей современного искусства в миниатюре. Здесь мы ежемесячно меняем экспозицию топовых украинских и иностранных авторов, имеющих в своем резюме успешные продажи на Sotheby’s, Christie’s, Phillips, участие в арт-фейрах мирового масштаба: Монако, Базель, Майами. Но главная наша локация в этом пространстве — это зал постоянной экспозиции. В любой день киевляне и гости столицы могут прийти и увидеть работы украинских мэтров искусства и иностранных авторов, которых мы представляем.
Для меня лично управление обеими галереями — это и челлендж, и наслаждение. Наверное, я могу сказать, что располагаю самым большим пулом художников в Украине, а потому могу быть максимально профессиональной, консультируя по подбору картин в интерьеры и собранию частных коллекций. Большинство галеристов предлагают лишь ограниченное количество имен, с которыми работают. В моем же арсенале — и картины начинающих художников со стартовыми ценами, и коллекционные работы мастеров с мировым признанием.
Платье, answear.Lab; украшения, собственность героини
Расскажите о ваших любимых музеях, выставках, художниках, арт-объектах.
Я посещаю бесконечное число выставок во всех городах, где бываю. Выделить отдельные имена крайне тяжело: их так много, что только на перечисление уйдет три с половиной таких статьи! Вместо этого поделюсь лайфхаком, как понимать искусство. Думаю, он отчасти ответит и на этот вопрос.
Многие спрашивают: как разбираться в искусстве? А я всегда отвечаю: нет ни одного критика круче, чем ваши собственные глаза. Ведь как работает искусство? Вот вы идете по музею, и что-то вас не задевает, а где-то вам хочется приостановиться. Вот, это оно! Ваше искусство. То, которое цепляет именно вас.
Я однажды целую неделю ходила по венским музеям, а когда позже рассматривала фотопленку, обнаружила, что в ней 90% фотографий работ — это картины, где изображено человеческое тело. Позы, изломы, пластика или угловатость — неважно. Важно лишь то, что мне, независимо от стиля, направления, автора, эпохи и техники, нравятся работы про людей. Не пейзажи, не животные, не натюрморты, не абстракция, не геометрия. Мне нравятся люди в любом исполнении. Это и есть «мое искусство».
Теперь легче разобраться и понять искусство. А точнее, себя через него.
Сколько арт-работ в вашей личной коллекции? Расскажите о них.
Я вообще стала галеристом отчасти из-за того, что у меня большие проблемы с выбором! Я всегда хочу все! (Улыбается.) Особенно когда дело касается картин и скульптур. Естественно, стены моего дома не могут вместить все это богатство, поэтому супруг согласился в нашем пространстве размещать только мои собственные картины. В них мы оба видим не просто красивые работы, но и часть меня, а некоторые картины написаны мною вместе с детьми.
В галереях же у меня собираются коллекции, и они пополняются работами художников, которых мы выставляем, и я горжусь каждой из этих работ. Для меня они имеют наивысшую ценность — ценность общения с автором, мою причастность к его творчеству.
Джинсы, answear.Lab; украшения, собственность героини
«Лайкни меня» — книга, которую вы писали 9 месяцев. Расскажите, о чем она и для кого? Что сподвигло к ее написанию?
Это правда! Книга — это как третий ребенок. Только в отличие от первых двух намного сложнее! Там природа делала все сама, тут же пришлось постараться.
Я часто писала в фейсбуке свои зарисовки, они постоянно собирали массу комментариев: «Пишите книгу». Однажды критическая масса накопилась, я почувствовала, что готова, но меня одолевали сомнения: в моем представлении для написания книги нужен уютное шале на берегу Франции, уединение и как минимум пять месяцев тишины. В моем ритме жизни это было за гранью фантастики. Но однажды я написала очередной пост, который собрал около тысячи перепостов. Он был про отношения между людьми, о том, что такое настоящая любовь. И в ветке комментариев люди начали делиться своими историями, как мой пост изменил их жизнь, как поменялась их семья, дружба... Была там история про мальчика, которого мама из села не пускала в Киев работать курьером и считала свою заботу о нем любовью. А после моего поста она поняла, что это вовсе не любовь была к сыну, а ее собственный страх остаться одной. И она его отпустила, парень уехал в столицу, а она для себя впервые в жизни осознала, что любить — это не опекать, а отпускать, давать возможность идти своим путем.
После этого я поняла, что мои истории — это не просто зарисовки на полях, они имеют настоящую силу, и если они рождаются в моей голове, то я просто обязана их собрать воедино. Так и получилось. В книгу вошло 50 рассказов из фейсбука, в комментариях к которым было много историй о том, как они поменяли чью-то жизнь.
Деньги с продажи книги идут на поддержку фонда «Благомай» — на программу образования для выпускников детских домов. Каких результатов уже удалось добиться?
Да, для меня было открытием, что выпускники детских домов с 16-17 лет остаются абсолютно беспризорными. После выпуска из детдома им некуда идти, им негде жить, да и перспектива высшего образования очень туманна.
В «Благомае» как раз была программа по обучению и трудоустройству таких подростков в IT-сфере. Я посчитала это очень полезным и правильным. Так, с продажи первой партии книг было оплачено обучение одного такого подростка.
Лика, вы управляете таким количеством проектов. Как вы расставляете приоритеты и управляете своим временем? Расскажите о своем тайм-менеджменте.
Очень своевременный вопрос. Сейчас я как раз нахожусь на стадии пересмотра прежнего уклада жизни. Ранее у меня была определенная система, она работала неплохо. Но сейчас я чувствую необходимость менять и ее. Когда обустрою, обязательно напишу об этом.
Джинсы, answear.Lab; украшения, собственность героини
Скажите, в чем сходство современного искусства и бизнеса, на ваш взгляд?
Бизнес — это искусство! Можно же так сказать? Уверена, что ни один успешный бизнес не построился без креативных решений. И то и другое — это творчество, и бизнесмены — такие же художники, просто используют другие инструменты для создания и созидания.
Опишите свой стиль одним предложением.
Инопланетный ретрофутуризм.
Как вы обычно совершаете покупки — онлайн или офлайн?
Обычно офлайн и достаточно импульсивно. Я эмоциональный покупатель. Но карантин и локдаун значительно изменили мое потребительское поведение. Во время локдауна я просто сидела на сайтах интернет-магазинов и все «бросала в корзину». Радостью были дни доставки: я распаковывала коробки абсолютно ненужных вещей и кайфовала от примерок. Большинство из них я еще даже не успела надеть. Думаю, это оттого, что шопинг для меня — это всегда радость, эмоции и впечатления. Я немного шопоголик. А если быть честной, то очень сильно шопоголик! (Смеется.)
Каковы ваши ощущения в тот момент, когда вы надеваете футболку с надписью This Girl can? Как вы считаете, насколько каждой женщине важно чувствовать себя уверенной и верить в себя?
Я вообще, признаюсь, не люблю этого разделения — на женщин и мужчин. У меня особое видение ситуации. Чем чаще мы сами, женщины, делаем акцент на том, что нам чего-то нужно больше (больше прав, больше ответственности, больше признания, больше равенства, больше уверенности), тем чаще мы сами подчеркиваем эту пропасть. Я бы вообще строила всю коммуникацию таким образом, что мы, женщины, УЖЕ имеем — по умолчанию и базовым настройкам — ответственность, признание, таланты, успехи, достижения. Они уже есть, мы и так все можем, все умеем, и у нас все есть. Просто некоторые не хотят этого признавать — поэтому нужно с ними работать, менять их мировоззрение. И всем женщинам нужно всегда помнить: МЫ УЖЕ состоявшиеся, У НАС УЖЕ все получается. МЫ УЖЕ и красивые, и умные.
Фото: Анна Гончарова
Стиль: Анастасия Белоус
Макияж: Татьяна Овдиенко
Прически: Андрей Яблонский