Сегодня, 1 декабря, исполняется 84 года Вуди Аллену — самому плодовитому из голливудских классиков, снимающему великие фильмы на протяжении пятой декады подряд. Поздравляя Вуди с юбилеем, ELLE не без мук, но выбрал самые впечатляющие из его режиссерских работ.
№10 «СЛАДКИЙ И ГАДКИЙ»
Один из лучших фильмов позднего — зачастую необязательного, но почти всегда неотразимого — Вуди искусно балансирует на грани комедии и драмы, врезаясь в память двумя выдающимися, номинированными на «Оскар» перформансами: Шона Пенна в роли самовлюбленного (и болтливого) джазового гитариста и охотника на помоечных крыс и Саманты Мортон в роли стеснительной (и немой) прачки.
№9 «ЗЕЛИГ»
Лаконичное черно-белое мокьюментари о Леонарде Зелиге — человеке-хамелеоне, из отчаянного желания понравиться окружающим в мгновение меняющем хоть род занятий, хоть вероисповедание, а хоть и цвет кожи. Сколь уморительный, столь и проницательный фильм — один из самых оригинальных и стилистически безупречных в алленовском каноне.
№8 «МУЖЬЯ И ЖЕНЫ»
Бодрый, остроумный и непривычно напряженный (преимущественно стараниями взрывоопасной Джуди Дэвис) взгляд на супружеские отношения — как отдельно взятые, так и в целом. По иронии судьбы, гражданский брак самого Вуди и сыгравшей у него в 13-й раз Мии Фэрроу «второй закон термодинамики» («рано или поздно все превращается в дерьмо») настиг незадолго до выхода фильма.
№7 «ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ»
Лучший из фильмов раннего Вуди — не стеснявшегося вдохновляться братьями Маркс, Чаплином, Бергманом, Достоевским и Толстым (порой — в одной и той же сцене), вызывающе абсурдного и гомерически смешного. Блестящий финал первого, юмористического этапа карьеры режиссера, вскоре вступавшего в диалоги с авторами «Седьмой печати» и «Преступления и наказания» уже без тени улыбки.
№6 «ПУРПУРНАЯ РОЗА КАИРА»
Замечательная эскапистская сказка, в которой сердце героини Фэрроу, официантки из Нью-Джерси времен Великой депрессии, оспаривают сразу два Джеффа Дэниелса — шагнувший в ее жизнь с широкого экрана романтический герой и не в пример более циничный актер, его играющий. Да, Вуди сценарии с приставкой «мета» сочинял задолго до того, как они стали общим местом.
№5 «МАНХЭТТЕН»
Чем-то не угодившая ее автору голливудская классика — красивейшее любовное послание Нью-Йорку, олицетворяемому не только музыкой Гершвина или поставленной в стратегически важное место скамейкой, но и, например, внучкой Хемингуэя Мэриел в выдающейся роли не по годам умной школьницы. Вечная слава студии, не похоронившей «Манхэттен» в архивах, как того желал Вуди.
№4 «ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ»
Четвертую премию «Оскар» номинировавшемуся Академией 24 (!) раза Аллену принес сценарий этой романтической комедии о прогулках по городу и путешествиях во времени, которые мыслимы только в одном месте на Земле. Объединив дюжину популярных артистов, всерьез запомнилась «Полночь» искрометным выходом Кори Столла в роли все того же Хемингуэя.
№3 «ЭННИ ХОЛЛ»
Поворотная точка карьеры Вуди, в которой он перестал быть просто хорошим комиком и превратился в автора, трижды оставившего без главных «Оскаров» (за лучший фильм, режиссуру и сценарий) «Звездные войны» — и ведь поделом! История отношений Энни Холл (Дайан Китон) и Элви Сингера (сам Аллен) — источник вдохновения для едва ли не всех приличных ромкомов последних 40 лет.
№2 «ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА»
Безуспешно прикидывается комедией (причем курортной) и «Вики Кристина Барселона» — фильм, чье место в истории не принято преувеличивать исключительно ввиду его молодости. Ну а пока историки дремлют, фотогеничной трагедией о любовном четырехугольнике с участием Хавьера Бардема, Ребекки Холл, Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус можно банально любоваться.
№1 «МАТЧ ПОИНТ»
И, наконец, самый неожиданный фильм Вуди — его первая коллаборация с Йоханссон (в которую тут окончательно влюбились все), закидавшая зрителей такими теннисными мячиками небес, что обзавидовался бы не то что Стивен Фрай, но сам (неоднократно цитируемый здесь) Достоевский. Безукоризненная драма о преступлениях и безнаказанности.
По материалам elle.ru