18 сентября 1905 года родилась величайшая киноактриса всех времен — Грета Гарбо. В возрасте 36 лет на пике блестящей карьеры она ушла в абсолютное затворничество — без прощальных гастролей и публичных заявлений. Такой неожиданный жест породил массу домыслов и слухов — много лет мир ничего не знал о женщине, ставшей символом расцвета Голливуда. Специально ко дню рождения великой Греты Гарбо ELLE выбрал главные факты из жизни легенды мирового кино.
Абсолютный интроверт, Грета Гарбо умудрилась стать главной звездой Голливуда, будучи болезненно застенчивым человеком. Отсюда и ее загадочность — следствие инакомыслия, нежелания открываться, впускать в свою жизнь. Молчаливость и постоянное желание уединения, словно броня, не давали общественности шансов проникнуть за кулисы ее жизни. Собственно, эта аура загадочности и создала Грете Гарбо тот самый имидж легенды, дивы, богини. Ее невозможно было вычислить, понять, уравнять с другими женщинами.
Благодаря своему отстраненному и местами асоциальному поведению Грета Гарбо получила прозвище «Скандинавский Сфинкс» — актриса была родом из Швеции, а Голливуду 20-х годов ХХ века понравился драматический декаданс ее образа. Неслыханный по тем временам контракт со студией MGM стал сенсацией — при том, что рекордные гонорары Гарбо были тщательно засекречены.
Голливудские боссы устали от бесконечных роковых женщин немого кино, сделали ставку на психологизм — и не прогадали. Фильмы с участием Гарбо собирали невероятную кассу и получали поощрение критиков. Она официально считалась главной звездой Голливуда на заре его могущества.
Грета Гарбо перевернула представление общественности о кино раннего Голливуда своей игрой. Участвуя по большей части в незамысловатых картинах, она обогащала образы драматическими оттенками, глубоким психологизмом и будоражащей искренностью. Никогда до нее актрисы банальных любовных мелодрам не поднимались до такой трагедийной высоты. Все без исключения ее роли становились культовыми, а фильмы — кассовыми хитами. Вместе с тем, только в драме она была убедительна — любые попытки создать комедийный образ у Гарбо проваливались.
Подверженная редкой разновидности психического расстройства, Гарбо социализовывалась только в кадре — едва съемки заканчивались, она исчезала из поля зрения публики, не ходила на премьеры своих картин, не давала автографы, сутками не покидала дом, пряталась за ширмами, широкополыми шляпами и вуалями. Кроме того, будучи в статусе звезды первой величины, она требовала, чтобы только доверенные ей лица присутствовали на съемочной площадке. Ореол тайны лишь подогревал интерес общественности — в 20-е годы Гарбо всерьез считали сверхчеловеком.
Несмотря на то, что Грета Гарбо считалась секс-символом своего времени, актриса никогда не была замужем и не имела детей.
Грета Гарбо была бисексуальна — она встречалась как с мужчинами (самый громкий ее роман со звездным голливудским актером Джоном Гилбертом вошел в историю величайших романов ХХ века), так и с женщинами — в числе ее любовниц были актриса Луиза Брукс и писательница Мерседес де Акоста.
«Я хочу побыть одна» — фраза, звучавшая в разных вариациях в фильмах с участием Гарбо, не только неизменно ассоциировалась с ее экранными образами, но также удивительно подходила ей в жизни.
Томная Гарбо с тонкими бровями, тяжелыми веками и впалыми щеками почти на полвека стала каноном женской красоты. В 50-м году книга рекордов Гиннеса признала Грету Гарбо самой красивой женщиной из когда-либо живших на Земле.
Сенсационной стала новость о рассекреченных архивах спецслужб: выяснилось, что звезда Голливуда, блестяще сыгравшая Мату Хари в одноименной постановке, и сама была тайным агентом — Гарбо играла самую активную роль в создании разведывательной сети антифашистской коалиции в Скандинавии и способствовала спасению проживающих в Дании евреев.
Самым неприятным человеком в жизни Грета Гарбо считала Кларка Гейбла, с которым снималась в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлет». Это был их единственный совместный фильм — несмотря на предложения продюсеров, съемки то и дело срывались по причине взаимной неприязни актеров. Гарбо искренне считала игру будущего блистательного Ретта Батлера из «Унесенных ветром» примитивной, а он, в свою очередь, называл ее закомплексованным снобом.
Грета Гарбо считается одной из главных икон стиля ХХ века и родоначальницей минимализма — именно она ввела в моду утрированно простые фасоны, ровные силуэты и чистые линии, а также нередко практиковала total black — глухой черный цвет. Новаторством считались ее андрогинные образы — например, элегантные брючные костюмы. Также с нее началось повальное увлечение блузками с жабо, женскими френчами и беретами. Мания актрисы заключалась в постоянном желании прятаться — за солнцезащитными очками, широкополыми шляпами и шарфами.
Все главные кинообразы компании MGM — от Маты Хари до Анны Карениной — воплощала только Гарбо, будучи ведущей драматической актрисой своего времени.
Ставший трагедией для большинства звезд немого кино переход к звуку обернулся для Греты Гарбо очередным триумфом — ее хрипловатый низкий голос потряс публику: боссы студий и зрители были единодушны — именно так и должны звучать ее трагические героини! На афишах стали делать пометки «Гарбо говорит!», привлекая дополнительное внимание к картинам.
Комедия «Двуликая женщина» была единственной работой Гарбо, где ее разгромила критика. Вчерашняя тонкая и звонкая, страдающая героиня актрисы предстала на экране в купальнике, танцующая чика-чику. Этот удар Гарбо не вынесла — после первой же неудачи она ушла из кино.
В 1987 году Грета Гарбо перестала выходить из своей квартиры. Она скончалась 15 апреля 1990 года, оставив свое огромное состояние дочери брата.
По материалу ELLE.RU