Польза налицо

Добившись права работать и зарабатывать на одном уровне с мужчинами, Павлина Стопудив пытается понять, в каких случаях можно (и можно ли вообще) использовать свою привлекательность в карьерных целях.

Добившись права работать и зарабатывать на одном уровне с мужчинами, Павлина Стопудив пытается понять, в каких случаях можно (и можно ли вообще) использовать свою привлекательность в карьерных целях.

Поезд отправляется из Ватерлоо в модный приречный Кингстон. Там я собираюсь заставить свою подругу Элеонору, акулу финансового рынка, купить хоть что-то, непохожее на мужской костюм. Акула, по моему мнению, гневит бога. Тот дал ей прекрасную фигуру и такую грудь, к которой хочется быть каким-то образом причастной даже мне. Но Элеонора прячет ее под серым шерстяным костюмом и наглухо застегнутыми, хоть и дорогими, рубашками. Пока она жила в Лондоне, никого, включая ее мужа, это не волновало. Но недавно Элеонора переехала работать в Киев, где ее нанял не могу сказать кто не могу сказать кем. А в Киеве мало быть одетой. Нужно быть одетой, что называется, привлекательно.

Все современные учебники по саморазвитию твердят о необходимости использовать свои преимущества в рабочей и социальной обстановке. Одно из последних таких пособий утверждает: тяжелая работа почти не ценится, потому что не существует механизма, который, например, определит ценность моей работы относительно работы моего шефа. Поэтому карьерный рост зависит от того, насколько вас замечают и считают эффективной, а совсем не от того, насколько вы таковой являетесь. Интуитивно многие девушки понимают это и пытаются привлечь внимание чем бог послал. Чаще всего — частями тела.

В моей жизни был момент, когда мужчина проводил меня взглядом. В процессе перехода с одной работы на другую я резко похудела из-за стресса, что сказалось и на груди — она практически исчезла. Рассуждая, что на новом месте меня все равно никто не знает, я купила пару бюстгальтеров, прибавляющих сразу два размера, в одном из них и полетела в Украину. И вот, в самолете, проходя по бизнес-классу, я разминулась с представителем сильного пола, который посмотрел не поверх моей головы, как обычно, а на грудь, и не смог оторвать от нее глаз. Мне стало смешно и немного противно, в том числе от собственной банальности. С той поры бюстгальтер пылится в шкафу. А если бы феминизм не мешал мне носить поролоновую грудь? Может, всем нам стоит плюнуть на приличия и, воспользовавшись ноу-хау Femen, в сложных ситуациях аргументировать грудью или хотя бы ногами?

В природе существует один неприятный факт, который приходится признать. Красивым людям мы склонны приписывать лучшие моральные и интеллектуальные качества. Я не раз наблюдала картину, как менеджеры-мужчины среднего возраста на собеседованиях оживляются при виде привлекательной претендентки и начинают перечислять преимущества работы в компании вместо того, чтобы задавать ей хоть какие-то вопросы, а потом говорят: «Сразу видно — она профессионал». Однажды только мое вмешательство спасло наш отдел от чрезвычайно элегантной супермодели, которая хотела быть пиарщицей, но не знала, что такое пресс-релиз. Выглядела она на все сто. Пиджак подчеркивал тонкую талию и высокую грудь; в вырезе шелковой блузки мелькала цепочка с кулоном, удобно разместившимся в самом начале ложбинки; юбка чуть выше колена намекала на упругие бедра и напоминала о высоком росте; светло-розовый лак на ногтях и беззащитная шея, открытая благодаря высокой прическе, сообщали о женственности и чувственной покорности. И тогда я задумалась: насколько этично использовать свою сексуальность на работе? В поисках ответа принялась опрашивать мужчин.

«Подчеркивать свои достоинства — это же первая необходимость для вас! — воскликнул австралиец Майкл, директор небольшого, но хорошего банка. У него репутация знатока женщин.
— Ясно, что надо делать это в меру, потому что мы не хотим произвести на клиентов ошибочное впечатление. Всех своих протеже, к которым, прошу заметить, я отношусь по-отечески, я водил на шопинг. Работая в Средней Азии, я нанял на работу нескольких очень умных, энергичных и, чего скрывать, красивых девушек. По мере карьерного роста все они переехали в западные столицы — и тут начались проблемы. Мы ходили и выбирали для них дорогой элегантный гардероб, правда, при взгляде на ценники девушки плакали. Но потом оценили то, как костюмы, подогнанные портным по фигуре, и кашемировые пальто влияли на отношение коллег к ним. Конечно, все зависит от того, чего вы хотите добиться. Если вы одеты привлекательно, мужчины-коллеги с большим интересом будут интересоваться вашими делами, выслушивать ответ и замечать, что у вас есть еще и мозги. А если мозгов нет, то правильно подобранная одежда может помочь быстренько выйти замуж за шефа», — подытожил Майкл.

С ним согласен и француз Мишель, мой платонический друг и последователь маркиза де Сада, в миру строитель-контрактник, который руководит проектами от Лондона до Китая. «Однажды я строил офис для одной французской компании. Их новая секретарша была убеждена, что с глубоким декольте лучше всего сочетается мини-юбка. Один из строителей в шутку заметил: «Мне нравится, что твоя юбка дает возможность заодно оценить и нижнее белье». — «Но это невозможно, ведь я его не ношу!» — воскликнула секретарша. В этот момент мимо проходил директор компании. Через полгода она вышла за него замуж и завершила свою карьеру».

В этой истории, вряд ли поучительной для нас с вами, ключевое слово — секретарша. 27-летняя Рэйчел, сотрудница отдела кадров,говорит: «Я работаю в крупной компании, и у нас четко заметна разница: те, кто встречает клиентов на ресепшен, носят декольте и красятся ярче; те, кто работает с мужчинами на одном профессиональном уровне, выглядят сдержанно».

Поговорить о жизни и униформах мы идем с ирландкой-юристкой, которой, как и мне, слегка за тридцать. Я знаю, что один из ее хорошо скроенных темных костюмов был сшит у безумно дорогого портного на Джермин-стрит, а остальные — его точные копии — кропотливо воспроизведены портнихами из Гонконга, куда она наведывается по делам. Мы идем в ее любимое место, где подают только салат, стейк и картошку фри. Заведение забито до отказа; почти все клиенты этой кормушки Сити — мужчины в таких же костюмах, как у моей собеседницы, и хотят они, похоже, только непрожаренных стейков с кровью и денег. «В нашем офисном центре я часто вижу девушек и женщин, спешащих утром к лифтам, — в туфлях на шпильках с открытым носком, в мини-юбках... Как же им, наверное, некомфортно во всем этом на совещаниях! — юристка делает паузу и отрезает кусок стейка. — Хотя, если подумать, я никогда не вижу их на совещаниях. Наверное, все они — секретарши. В моем отделе старшие по рангу женщины всегда одеваются по-деловому. Никогда вы не увидите в их облике даже намека на эротику. Их одежда — статус-символ».

Как ни странно, бывают мужчины, которые не любят, когда женщина подчеркивает свою сексуальность на работе. Мой друг, эстонец Луукас, считает: «Работа — для работы, и провокациям здесь не место. В моей сфере, инвестиционном банкинге, коллега-женщина подставит и сожрет вас с не меньшей вероятностью, чем мужчина. В этом бизнесе все — людоеды и лгуны с высоким IQ, независимо от пола. Женщины пытаются использовать сексуальность, чтобы ты не заметил, как в этот момент они пытаются всадить кинжал тебе в спину. Если мужчина ведется, значит, он слабак и заведомо проиграл. И еще: на работе я никогда не завожу романов. Поэтому если одежда девушки провоцирует, меня это только раздражает».

Но одежда — лишь верхушка айсберга. Есть еще и поведение, обозначающее социальную роль, которую вы для себя выбрали. О ролях всегда интересно поговорить с англичанином Джорджем, мужем моей подруги Элеоноры. Недавно он ушел с очень высокой должности в Сити, где десятилетиями наблюдал за человеческой природой и разными ее проявлениями. Теперь он ведет об этом блог. «За редким исключением, на работе все равняются на мужские ролевые модели. Это, конечно, неправильно, и делу не помогает, но предрассудки меняются очень медленно. Поэтому женщинам в офисе пока легче занять свою нишу, играя традиционные женские роли: матери, дочери, жены, любовницы и так далее. Мужчины по отношению друг к другу выступают в основном соперниками. Единственная роль, доступная обоим, — это друзья. Но зачастую женщинам сложно дружить с мужчинами. Легче быть, скажем, «дочкой». И я, и Элеонора согласны с Джорджем. Мы обе с благодарностью отзываемся о мужчинах, которые нас учили и помогали нам. Однако время идет, и в определенном возрасте играть роль неопытной подопечной уже контрпродуктивно.

«Роли нужно менять, а это нелегко психологически, — подтверждает Джордж. — Но застревание в одном образе опасно. Помню одну девушку, немногим старше двадцати, очень смышленую, которая одевалась в яркие дизайнерские платья. Это помогло ей быть замеченной, она начала быстро прогрессировать. Но задержалась в этом имидже. Когда ей исполнилось 25, все по-прежнему воспринимали ее как умненькую 21-летку — и новых, более серьезных шансов не представилось. Меняться очень трудно. Если что-то сработало однажды (яркие платья, например), вам хочется повторить успех. «Дела идут неважно, значит, нужно купить платье поярче», — думаете вы. А на самом деле пора адаптироваться к новым реалиям как в жизни, так и в бизнесе. Ведь почему обанкротились британские сети магазинов-гигантов CD и DVD? Потому что думали: Amazon и закачка фильмов из интернета — это временное увлечение, ведь еще недавно наша бизнес-модель работала так успешно — значит, нужно просто предлагать покупателям больше дисков. А на самом деле необходимо было менять все полностью. Так и с женщинами: когда они находят успешную модель поведения, им очень трудно от нее отказаться».

Вспоминаю, как в Париже попала на выступление танцовщицы из Венгрии, закончившей вечер скетчем в клоунской одежде с безумными прыжками по сцене. Возможно, студентке удалось бы сделать этот скетч забавным. Но на танцовщицу за 60 смотреть было настолько больно, что половина зала просто опустила глаза. Эндрю прав. Прошлое нужно оставлять в прошлом. Как переходить от одной роли к другой, не меняя работы, рецептов мало. Большинство мотивационных книг, которые я читаю, да и классическая литература, описывают карьерное взросление мужчины (взять хотя бы шекспировского «Генриха ІV»). Даже с точки зрения внешнего вида женщинам куда сложнее.

Эндрю объясняет: «Мужчина переходит от простой рубашки к рубашке с двумя пуговицами на рукаве, потом появляются запонки, потом они становятся серебряными, потом — дизайнерскими. То же и с галстуками: полиэстровый яркий, с огромным узлом, сменяется шелковым, следующий этап — Hermès со смешными медвежатами. И все эти изменения можно осуществлять постепенно, легко и естественно. Женщине сменить стиль гораздо тяжелее и затратнее. За одну ночь превратиться из флиртующей девицы в короткой юбке в Ангелу Меркель — а особенно наоборот — невозможно».

Важно помнить, что работа — это не отдельная планета, а часть жизни. И здесь, как и в жизни, незазорно использовать свою привлекательность для победы на короткой дистанции. Но в марафоне — и вам это подтвердит любая спортсменка — даже намек на женственность может стать преградой на пути к победе. Для длительного забега высоким каблукам и короткой юбке лучше предпочесть выдержку, изобретательность и решимость.

Читайте также:

Профессия репортер

Наш постоянный автор, специалист по интервью со звездами первой величины Галина Галкина рассказывает о том, возможна ли химия между журналистом и знаменитостью.

Стоп, кадр!

«Вы слишком хороши для нас» — формулировка, с которой вам отказали в работе? Ирина Славинская разбирается, что делать идеальному сотруднику в мире неидеальных работодателей.


Реклама

Популярні матеріали

Яке взуття обирають на зиму модниці: 28 найстильніших варіантів...


Осінній вікенд у Львові: гід найкращими локаціями 


DOROFEEVA, Jerry Heil, Klavdia Petrivna: оголошені номінанти...


Читайте також
Популярні матеріали