Ровно год назад, когда большинство из нас спешно покидали свои дома с тревожным чемоданом, мы даже не догадывались, что одним из громких рупоров войны может стать и мода. Сегодня мы оглядываемся на этот бесконечный год и видим, что «музы не молчали» ни дня.
Институт цвета Pantone назвал цвета украинского флага «голубым свободы» и «энергичным желтым»
#Stand with Ukraine: поддержка мира
Уже в начале марта команда Ukrainian Fashion Week обратилась к представителям модной индустрии — «всем партнерским сообществам, национальным и международным» — и призвала помочь Украине в войне. UFW предложили шесть способов такой помощи: прекращение какого-либо сотрудничества с РФ, выход из российского рынка; информационная поддержка Украины; сбор средств для Украины; предоставление своих продуктов или услуг в Украине; найм украинцев; проведение внутренних кампаний. Этот крик о помощи был услышан.
Один за другим мировые бренды в своих рабочих аккаунтах, с личных страниц дизайнеров и модных подиумов начали выражать свою солидарность с Украиной. Первым был Giorgio Armani, который свой показ на Неделе моды в Милане провел в полной тишине «как проявление уважения к мирным людям, охваченным трагедией в Украине». За ним — Изабель Маран, которая во время показа своего бренда подсветила подиум сине-желтыми цветами, и Демна Гвасалия, который начал шоу Balenciaga из стихотворения украинского поэта Александра Олеся «Живи, Украина, живи для красоты» и подготовил для каждого гостя символический подарок — футболку в цветах украинского флага. После того, как Pantone объявил новыми цветами года синий и желтый, соответствующих сочетаний на подиумах и в стритстайл хрониках с каждым днем становилось больше. По количеству желто-голубых образов рекордсменкой смело можно назвать инфлюэнсера Леонни Ханне, парень которой родом из Украины.
За соболезнованиями последовали и решительные действия. Chanel, Cuccia, Prada, Yves Saint Laurent, Balmain, Acne Studios, Nanushka, Ganni, Hermes, Calvin Klein, H&M Group, Inditex и сотни других модных брендов приостановили свою деятельность или вовсе вышли с российского рынка, а также объявили о перечислении миллионных средств в помощь пострадавшим от войны украинцам.
Украинские дизайнеры во время войны
Под звуки сирен и взрывов украинские дизайнеры закрыли свои шоурумы, но не прекратили деятельность. Кто-то раздал часть своих запасов со склада на нужды переселенцев и волонтеров, кто-то пошел волонтерить сам, а кто-то быстро переформатировал производство под пошив термобелья или обуви для военных. Совсем скоро начали появляться и первые коллекции, созданные в условиях полномасштабной войны. Чтобы поддержать дизайнеров и сохранить оказавшийся под угрозой сезон SS 23, было решено сделать 51-сезон Ukrainian Fashion Week международным. Инициативу Support Ukrainian Fashion от UFW поддержали 9 недель моды, которые представили коллекции 43 дизайнеров из Украины в рамках показов и в digital-форматах.
В декабре UFW анонсировал второй международный сезон, а уже 21 февраля украинские бренды KSENIASCHNAIDER, PASKAL и FROLOV представили коллекции FW 23-24 на London Fashion Week. В финале дизайнеры Ксения Шнайдер, Джули Паскаль и Иван Фролов вышли, объединенные украинским флагом с логотипом UNITED24. UNITED24 — это официальная фандрайзинговая платформа, цель которой — объединить людей во всем мире в стремлении поддержать Украину.
Кстати, это не первый раз, когда украинские дизайнеры используют мировые подиумы, чтобы напомнить о тех ужасах, которые сегодня переживает их родина. После показа Litkovska в рамках Kornit Fashion Week London 2022 Лиля Литковская вышла на подиум с плакатом с надписью: «Help Mariupol, Azovstal. Now». Момент показался крайне эмоциональным: ни дизайнер, ни гости не могли сдерживать слез . Именно в этот день десять автобусов с украинскими военными выехали с завода «Азовсталь".
Позиция вместо позиционирования
Сегодня большинство украинских брендов продолжают работать в условиях, далеких от благоприятных для творчества. Часто без света, воды и отопления, под взрывы и обстрелы. Но парадокс: модная индустрия не только не остановилась, но переродилась и вышла на совершенно новый уровень. Один за другим появлялись новые бренды и даже открывались шоурумы.
Большинство дизайнеров признают, что по-настоящему поняли ценность отметки «made in Ukraine» только сейчас. Именно поэтому такое множество коллекций, капсул, коллабораций, в которых бренды обращаются к традициям и памятникам, четко артикулируют свою гражданскую позицию и отдают средства от продаж на поддержку армии и пострадавшим от войны. Коллекции, созданные за этот год, уже вошли в историю, а часть вещей, как браслеты «Азовсталь» от UNITED24 и SOVA, стали талисманами и символами эпохи. Сегодня, когда из нашей жизни исчезли полутона, стало очевидно: мода никогда не была вне политики, вне справедливости и вне совести.
А украинские дизайнеры, ставшие громким международным рупором, показали, что все мы сегодня – единственный бренд «Украина», которому аплодирует весь мир.
Знаковые вещи, созданные украинскими модными брендами за этот год