Украшения занимали ведущее место в украинском традиционном костюме. Женщины часто дополняли свой наряд дукачем — аксессуаром в виде крупной медалевидной монеты с металлическим бантом, кое-где покрытым камешками.
Подробнее об этом украшении читайте в нашем материале. Основным источником для его написания стала книга «Украинское золотарство. Дукачи», упорядоченная Олексой Валько.
Дукач распространился под влиянием внешних факторов. В XVI–XVII веках в денежном обращении Западной Европы ведущее место занимала золотая монета, впервые штампованная в Венеции. Надпись на ней заканчивалась словом «дукатус» — так и усвоилось название самой денежной единицы. Другие страны тоже начали выпускать дукаты. В Украину попадали в основном венгерские и голландские образцы, которые называли червонцами.
Впоследствии дукатами стали большие золотые монеты и медали — они служили центральным украшением украинских женщин. В то же время червонцы были только деталями к ожерелью.
Позже такие украшения стали называть дукачами. Они прочно вошли в состав женских украшений украинской шляхты, казацкой старшины и состоятельного казачества. Однако выделяли и «бедные дукачи» — они не имели бантов и украшались лаконичными устоявшимися сюжетами. Изготовляли их из меди, латуни или олова. Некоторые поздние экземпляры выглядели как кружочки с примитивным рисунком, нанесенным резцом.
Сначала украшения носили на ожерелье, шнурке, цепочке, а затем на ленте. Дукачи украшали розетками с камешками, сердцем, ангелами с крылышками и прочим. За этими украшениями скрывалось ушко для шнурка. Край дукача украшали пружинкой из металлической ленты или проволоки, а поверх нее припаивали плетеный шнурок.
Украшения изготовляли, в частности, деревенские золотари. Женщины приносили мастерам два серебряных рубля — один использовался в качестве медальона, а другой шел на изготовление банта. Однако золотари ставили собственные цепочки, пружинку и камни из стекла. Вторую монету — из нее изготовляли бант — расковывали молотком в пластину, которую позже штамповали. Большинство золотарей имели собственные штампы — кто-то делал их сам, а некоторые заказывали у городских ювелиров.
Техника создания дукачей отличалась — например, некоторые мастера вместо «камней» из стекла использовали бисер, из которого выкладывали фигурки в виде цветов.
С дукачем связывали многие украинские обычаи. К примеру, крестный отец даровал золотое украшение девочке в первую годовщину ее крестин. Лучшим считали дукач с отчеканенным образом святой Великомученицы, имя которой носила крестница. Украшение с образом святой покровительницы было своеобразным талисманом — его всегда носили вместе с крестом. Оно выполняло функцию женского оберега, а со временем передавалось дочери по наследству.
Однако дукачи — это не единственная особенность украинской традиционной одежды. Раньше мы рассказывали о венках и делились информацией о разнообразии орнаментов на вышитых рубашках.