Женщины старше 60 наконец-то получают кинематографические премии

Но достаточно ли этого?

Кажется, женщин наконец перестали объективировать на экране, когда они молоды, или, наоборот, изображать их как ведьм и бабушек, когда они уже достигают определенного возраста. Так, во время вручения наград "Оскар", "Золотой глобус", премии Гильдии киноактеров США Мишель Йео стала лауреаткой за роль в фильме «Все везде и сразу», а Анджела Бассетт и Дженнифер Кулидж получили признание за оживленные и детализированные роли в других картинах. Похоже, что Голливуд наконец-то хочет видеть женщин за 60 в другом ракурсе. Но достаточно ли этого, чтобы гарантировать реальные изменения?

Всего три слова, сказанных Мишель Йео на церемонии «Золотой глобус» этого года, продемонстрировали ее зрелость. Это слова Shut up, please («Замолчи, пожалуйста») и резкий поворот головы к пианисту, который просил ее уйти со сцены посреди речи, чтобы показать, что он не сидит без дела.

Только женщина определенного возраста — 60 лет в случае Мишель Йео — может обладать уверенностью, взвешенностью и смелостью, чтобы так достойно справиться с такой ужасной наглостью. Без извинений, без вежливого кивка головой или опущенных глаз и без сумбура в конце речи.

Мишель Ео

Мишель Йео

Она имела право насладиться моментом, потому что после сорока лет в кино только что получила свою первую номинацию на премию «Золотой глобус» (комедия «Все везде и сразу»), а шансы на победу на пороге седьмого десятилетия были, как признала сама Мишель, очень незначительными.

«Я думаю, что все вы, женщины, это понимаете, — сказала актриса со сцены. — Чем большими становятся годы, тем меньшими кажутся возможности».

Мишель Йео была не единственной пожилой женщиной, выигравшей номинацию в тот вечер: Анджела Бассетт (64) и Дженнифер Кулидж (61) также торжествовали в других номинациях.

И это не был случай одной ночи: благодаря огромному количеству номинаций и побед на других церемониях 2023 год был провозглашен годом, когда актрисы среднего возраста и старше наконец-то получат должное.

Вот вам доказательства: женщины старше 40 получили четыре из пяти номинаций на «Лучшую женскую роль» на премии «Оскар» и пять из шести номинаций на «Лучшую женскую роль» и «Лучшую женскую роль второго плана» BAFTA. Также две актрисы за 60 номинированы на «Оскар» за «Лучшую женскую роль второго плана».

Дженнифер Кулидж

Дженнифер Кулидж

Почему это имеет значение? С чего мы начнем... С начала времен (или по крайней мере кино) существовало две роли для женщин в зависимости от их возраста: красавица или ведьма. Они могут играть невероятно страстных красоток до 27 лет. Окей, до 30 максимум. А потом, когда попадают в категорию «женщины в возрасте», они становятся бабушками и ведьмами.

Просто спросите Мерил Стрип, которая сказала, когда ей исполнилось 40:

«Мне трижды за один год предложили роль ведьмы, и это был сигнал».

Да, этот сигнал означал: или надевай ведьмин колпак, или уходи со сцены.

В общем, Голливуд никогда не знал, что делать с женщинами за 40, особенно когда речь идет о глубоких, динамичных и выразительных персонажах, а не о стереотипных образах старушек. Это объясняет небольшое количество ролей, впечатляющих сцен с участием зрелых женщин и, соответственно, выигранных наград.

Как и для любой части общества, это имеет свою цену. Как ваш опыт, ваше существование могут иметь значение, когда даже в самом демократичном пространстве — на экране — они недостаточно интересны, чтобы о них говорить.

А представление общества частично сформировано той культурой, которую они потребляют, в частности восприятие женщин определенного возраста. Люди судят, глядя на седые волосы, увеличенную талию и морщины на коже. Такие женщины обычно ассоциируются со слабостью, усталостью, провинциальностью и зависимостью от мужчины.

Неудивительно, что в первые десятилетия расцвета женщины будто гонятся за достижениями, потому что потом все возможности исчезают. Но награды на церемониях доказали, что успех все же может прийти в любом возрасте, несмотря на стабильные убеждения в противоположном, которые, наверное, вам тоже приходилось слышать со стороны окружения.

«В молодости у меня были такие большие мечты и надежды, — сказала Дженнифер Кулидж на церемонии «Золотой глобус», — но то, что произошло потом… Они просто развеялись по тем или иным причинам».

По тем или иным причинам… Мы все знаем особенности этих «причин»: отсутствие возможностей и веры в нас как в интересные личности.

Анджела Бассет

Анджела Бассетт

Однако сейчас ситуация улучшилась, не так ли? Правда, прошло 33 года с того момента, как Мерил Стрип предлагали играть ведьму. Это событие, несомненно, усилило ощущение того, что киноиндустрия изменилась. Теперь в заголовках BAFTA, вероятно, будут доминировать триумфы зрелых женщин.

И это действительно кажется выдающимся, в каком-то смысле даже удивительным. Особенно по сравнению с возмутительной статистикой (из Университета Южной Калифорнии) 2019 года, которая показала, что лишь три из 100 лучших фильмов изобразили женщину старше 45 лет в главной или второстепенной роли.

Так действительно ли теперь стало лучше? И да, и нет. Так же как одна ласточка не делает весны, один год наград не делает киноиндустрию равноправной для пожилых женщин и молодых девушек.

Пора выходить за пределы актерской деятельности. Сценаристы, режиссеры и другие специалисты — те, кто снимают фильмы и рассказывают истории. Женщины этих специализаций до сих пор остаются в тени, хотя их деятельность, безусловно, достойна изучения, наблюдения и заслуживает признания.

Николь Браун, Джин Прис-Байтвуд, Виола Дэвис

Николь Браун, Джина Принс-Байтвуд, Виола Дэвис

На премию «Оскар» не было номинировано ни одной женщины какого-либо возраста в номинациях «Оригинальный сценарий», «Визуальные эффекты», «Оригинальная музыка» и, пожалуй, в самой желанной номинации «Лучшая режиссура». Это было отчасти компенсировано премией BAFTA, номинировавшей 53-летнюю Джину Принс-Байтвуд на «Лучшего режиссера», но ее фильм «Королева-воин» не был оценен самыми большими наградами на планете.

Больше взаимосвязи между возрастом и полом проявляется вот где: ни одна из номинанток на премию «Оскар-2023» за «Лучшую женскую роль» не была темнокожей женщиной, в то время как и Виола Дэвис (57), и Даниэлл Дедвайлер (40) были признаны и номинированы во многих других местах. Итак, хотя четырем из пяти пожилых женщин есть что праздновать, эти празднования следует проводить скромнее, пока не будут признаны все, потому что в этом плане Голливуд все еще развивается.

А пока этого не произошло, прислушайтесь к словам Джины Принс-Байтвуд, которая отреагировала на пренебрежение к ее картине на «Оскаре»:

«Я собираюсь продолжать заниматься своим делом и выполнять работу, в которую верю. Я никогда не перестану идти вперед»

и Дженнифер Кулидж, которая просто сказала:

«Ничто не окончено, пока ты жив».

По материалу ELLE UK

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы