«Технологии травм» Виктора Сидоренко: что посмотреть на выставке в «Лавре»

Из проекта «Все цвета спектра — это белый свет»

Виктора Сидоренко смело можно назвать одним из наиболее активных художников украинского современного искусства. Он ведет регулярную выставочную деятельность, а кроме того, основал и возглавляет Институт проблем современного искусства, является автором ряда научных работ и статей, неоднократно участвовал на Венецианской биеннале. Если вы хоть немного интересовались отечественным сучартом, то, скорее всего, вам будут знакомы летающие персонажи в нижнем белье — герои, над образом которых художник работал последние 25 лет.

Этой зимой сразу на трех площадках можно посмотреть выставки Виктора Сидоренко, которые объединены в один проект под названием «Все цвета спектра — это белый свет»: в муниципальной галерее «Лавра», Киевской картинной галерее и Центре современного искусства М17.

Все три экспозиции подводят итоги художественных экспериментов Виктора Сидоренко и выстраиваются в логический рассказ о трансформации личности в посттоталитарный и постколониальный периоды. Это путь от затирания мемуаров до дизайна самостоятельности.

Общий проект начинается с выставки «Технологии травм», которая проходит в галерее «Лавра». На ней представлены серии разных периодов, связанные с восприятием прошлого. Каждая из них имеет свою историю.

Скульптура женщины

У входа зрителя встречает четырехметровая скульптура женщины с протянутыми вперед руками. Эта скульптура была частью выставки «Отражение в неизвестном» в харьковской галерее «ЕрмиловЦентр» в 2012 году. Формальное «величие» фигуры нивелируется отстраненным выражением лица и неловким бельем советского кроя, ставшим отдельной легендой того периода. Громоздкая фигура со скованными движениями подражает эталонным соцреалистическим скульптурам. В ней угадывается образ Родины-матери, устанавливаемой в разных городах в мемориальных комплексах, посвященных Второй мировой войне. Такая композиция не была новаторством советских скульпторов. Иконографический тип Оранты также изображает Богоматерь в статической позе с поднятыми в молитве руками. В этом варианте женщина протягивает руки вперед, и неловкость ее пластики напоминает робота, которого отключили от всей идеологии. 

«Свидетели» и «Страж перемен»

Экспозиция начинается с монохромных портретов большого формата. На них изображены неизвестные люди, которых Сидоренко видел на архивных документах периода Второй мировой войны. Художник создал эту серию в 2014 году, когда началась антитеррористическая операция на Востоке Украины. Тогда на фронт отправились первые добровольцы. В этой параллели приходит осознание, что независимо от размера крушения страх и боль, вызванные войной, чувствуются не менее остро. В работах художник применяет прием «устаревания» изображения, когда слой краски частично стирается, открывая полотно. Кракелюр (трещины в произведениях искусства) обычно появляется на картинах при плохом хранении или неправильной технике грунтовки. В этом случае тонкая деконструкция говорит о времени и его способности образовывать пробелы в воспоминаниях, которые мы заполняем собственными настроениями из настоящего.

«Амнезия»

Самая ранняя серия автора создана в период с 1995 по 1999 гг. В это время общество переживало бурную трансформацию советского быта и жадно потребляло блага капиталистического бытия. Это приобретало гротескные формы. Для одних переходный период открыл возможности для реализации и стал моментом взлета, для других ознаменовал крушение стабильного существования, погрузив в бесконечную ностальгию по прошлому.

На холстах изображены сюжеты, похожие на старые фотографии из родительских альбомов или детские воспоминания, но благодаря ярким цветам и абстрактным пятнам они превращаются в сновидения. Так и человеческая память способна украшать мнимое далекое прошлое, затягивая в сентиментальные фантазии. Сказочности живописи Виктора Сидоренко добавляет сюрреалистическая видеопроекция на полиптих большого формата в центре зала.

«Жернова времени»

Наверное, самая интересная часть выставки, потому что на ней показана реконструкция проекта украинского павильона, представленного на 50-й Венецианской биеннале. В 2003 году Украина второй раз участвовала в биеннале — конечно, такой шаг сопровождался своими сложностями и скандалами, так как проекты утверждались Минкультом, нуждались в значительном финансировании и подготовке. Несмотря на все бюрократические перипетии, художественная часть явилась цельным и емким высказыванием, была представлена ​​в палаццо Юстиниана, ее положительно оценили критики.

В основе проекта была картина большого формата «Жернова времени» (200 х 500 см). На ней коротко стриженные мужчины в кальсонах, похожие на призывников, сидят напротив конуса за длинным столом с жерновами. Композиция напоминает известную фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи из миланского монастыря Санта-Марие-делле-Грацие. Автопортреты художника регулярно появляются в его работах. Такой прием характерен для художников периода Ренессанса, но если в то время это было продиктовано самоутверждением художников, то в данном случае автор ассоциирует себя с героями своих произведений. В экспозицию вошли эскизы и рисунки, фотографии и инсталляция в виде кристаллического конуса.

Монотонное прокручивание жерновов напротив сияющего кристалла, холодного божественного абсолюта, становится метафорой бессмысленных действий, которые человек выполняет, заполняя время и пространство под названием жизнь.

Каждая из серий, представленных на выставке «Технологии травм», показывает разные аспекты феномена памяти. Любая попытка установить историческую справедливость и переосмыслить прошлое приводит к выявлению новых личных и общественных ран. В настоящее время маятник коллективной памяти качнулся от героического к жертвенному. В проекте Виктора Сидоренко воспоминания обладают свойством видоизменяться в зависимости от запроса настоящего, и любой запрос в прошлое призван служить завтрашнему дню.

Автор: Татьяна Лисун

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы