В новой рубрике ELLE.UA рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Первая героиня — украинско-американский дизайнер Варвара Каринская, известная своими уникальными сценическими костюмами для кино и балета. Именно Варвара Каринская создала новаторскую балетную пачку, полностью изменившую мир балета, а в 1948 году ей был присужден «Оскар» за дизайн костюмов для фильма «Жанна д`Арк». Дизайнер сотрудничала с Сальвадором Дали, в ее костюмах снимались Марлен Дитрих, Лиз Тейлор, Ингрид Бергман и другие звезды мира кино. Рассказываем больше о жизненном пути легендарной украинки.
Варвара Каринская родилась в 1886 году в Харькове в семье купца-миллионера Андрея Яковлевича Жмудского, который вел торговлю мануфактурными товарами и считался одним из самых богатых предпринимателей города. Будучи дочерью текстильного магната, Варвара сызмальства проявляла интерес к тканям, а также увлекалась вышиванием. Однако в то время интерес к рукоделию не получил своего продолжения — желая самореализоваться и не зависеть от состояния родителей, девушка поступила на юридический факультет Харьковского университета. Далее последовал первый брак — с наследником зажиточных харьковских промышленников Александром Моисеенко. Однако менее чем через год после свадьбы мужчина умер, а через несколько месяцев после трагедии родилась дочь Варвары и Александра Ирина, которая в будущем также станет дизайнером. Вскоре Варвара вышла замуж во второй раз — за известного адвоката Николая Каринского. Именно в этот период она наконец-то находит время для того, чтобы посвятить себя искусству.
Первые успехи
Вместе с мужем Каринская уехала в Москву. Там Варвара создает первые работы на балетную тематику — в то время она увлекалась сочетанием отрезков цветного шелка с рисунками и фотографиями. 12 лучших работ художница представила на собственной выставке, получившей одобрительные отзывы от местной публики. Тогда Каринская начала сотрудничать с театрами и организовала дома салон, где принимала местную интеллигенцию. Далее последовала революция 1917-го, многочисленные переезды и развод с мужем, а в 1921 году Каринская снова возвращается в Москву. Там она знакомится с Владимиром Мамонтовым, который становится ее новым мужем, и возобновляет работу своего салона, где собираются художники, дизайнеры и не только.
Впоследствии Каринская делает еще один важный шаг к своей мечте — открывает модельное ателье по пошиву платьев и шляпок, а также школу вышивания для детей. Но вскоре после этого ей приходится экстренно эмигрировать из-за посягательства большевистского руководства на школу. Варвара Каринская под предлогом выставки уезжает за границу и остается там навсегда.
Балет и театр
Переехав в Париж после нескольких лет пребывания в Германии, Варвара Каринская быстро становится своей в кругу художников, дизайнеров, хореографов В то время дизайнер работает над костюмами для труппы Ballet Russe de Monte Carlo и создает первые костюмы для фильмов. Затем Каринская переезжает в Лондон, где открывает ателье и начинает активно работать над костюмами для театральных представлений.
Пожалуй, поворотным моментом в истории успеха Варвары Каринской стал ее переезд в Нью-Йорк и длительное сотрудничество с балетмейстером Джорджем Баланчиным и New York City Ballet — они работали вместе тридцать лет.
Баланчин не раз говорил, что необходимым условием для успеха его балетов являлись только костюмы от Каринской, а его фраза «В литературе есть Шекспир, а в костюмах — Каринская» стала легендарной. В общей сложности дизайнер создала наряды для 75-ти балетов Баланчина. Нью-Йоркский период также ознаменовался сотрудничеством с Сальвадором Дали — Варвара работала над оформлением его экспозиции на Всемирной выставке в 1939 году.
Автор балетной пачки
В этот период легендарная украинка создает новаторскую балетную пачку, раз и навсегда изменившую мир балета. Каринская отказалась от металлического каркаса, который вшивали в пачку, поскольку он мешал танцорам. Вместо этого дизайнер сшивала вместе много слоев шифона, так, чтобы верхние были короче нижних. Благодаря этому костюм выглядел легким и невесомым, а звезды балета могли двигаться на сцене с максимальным комфортом. Пачка, разработанная Каринской в тандеме с ее другом и коллегой Баланчиным и названная powder puff, навсегда вошла в историю балета.
Кино
Параллельно со звездами балета, Каринская одевала известнейших фигур того времени из мира кино. Костюмы от дизайнера одевали Марлен Дитрих, Вивьен Ли, Ингрид Бергман и многие другие.
Марлен Дитрих в фильме «Кисмет»
Очередным поворотным моментом в жизни дизайнера стала работа над фильмом «Жанна д`Арк». Каринская не горела желанием работать над проектом, вдобавок вокруг исполнительницы главной роли разгорелся скандал — мир узнал о супружеских изменах Ингрид Бергман, поэтому не готов был воспринимать ее в роли святой Жанны. Однако феномен Каринской сработал и в этом случае. Дизайнер пересмотрела подход к костюмам, отказалась от нарядов из шелка, в которых должна была появиться на экране главная героиня, погрузилась в изучение истории и даже посетила родину Жанны д`Арк. Новые костюмы для героев дизайнер пошила вручную — и результат ошеломил всех.
Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк»
Наряды получились настолько аутентичными, что даже сами актеры начали воспринимать своих героев совершенно по-новому. Усилия Каринской принесли свои плоды: фильм получил 9 «Оскаров» и среди них отличие для самой Варвары — за дизайн костюмов. Впоследствии она еще раз номинировалась на престижную кинонаграду за костюмы к фильму-балету «Ганс Кристиан Андерсен», однако награду не получила.
Впрочем, это не помешало Варваре Каринской до конца жизни создавать неповторимые костюмы. Так, одной из самых знаменитых работ дизайнера для балета стали костюмы для «Венского вальса», которые она сшила в 91-летнем возрасте. Легендарная украинка умерла в Нью-Йорке в возрасте 97 лет, однако ее костюмы и новаторские изобретения подарили ей вечную жизнь. Так, в 2004 году был основан Международный фестиваль моды и театрального костюма им. Каринской, а ее имя до сих пор остается знаковым не только во Франции, Великобритании и США, где она жила и творила свои шедевры, но и во всем мире.