Почему не стоит бояться феминизма: развенчиваем мифы в день рождения Симоны де Бовуар

Французская писательница посвящала работы правам женщин и проблемам гендерного неравенства

Политолог, основательница и СЭО онлайн-медиа «Буквы» Екатерина Рошук в колонке для ELLE рассказывает о феминизме на примере деятельности французской писательницы Симоны де Бовуар.

«Женщина, которую удерживает муж, — будь то жена или куртизанка, — не может быть независимой только потому, что держит в руках бюллетень для голосования». Автор этой фразы — Симона де Бовуар, французская ученая, писательница, экзистенциалистский философ.

Я пишу этот текст в 116 день рождения Симоны де Бовуар, чтобы развенчать мифы вокруг феминизма, который, к сожалению, до сих пор воспринимается как оружие массового уничтожения против мужчин, а не движение за права человека (которым феминизм по своей сути и является).

В 1949 году де Бовуар опубликовала одну из самых знаковых книг ХХ века «Второй пол» — основательное историко-философское исследование о положении женщины с древнейших времен и до середины XX века, которое я буду цитировать в этом тексте.

Симона де Бовуар
Симона де Бовуар

Феминизм — движение за равные права женщин и мужчин, движение против любых проявлений гендерно обусловленной дискриминации, которое в постсоветских постколониальных странах, одной из которых является Украина, воспринимается именно как крестовый поход женщин против мужчин.

Сказать громко слово «феминизм» — это создать напряжение. Если представиться феминисткой, то мужчины вокруг с высокой вероятностью начнут оглядываться в поисках укрытия.

Такое мировоззрение имеют даже образованные и неограниченные в широте взглядов на мир мужчины, которые должны быть вне стереотипов.

«Второй пол» де Бовуар написала 75 лет назад, но до сих пор наше патриархальное общество живет согласно негласному социальному договору с гендерно оговоренными ролями, где мужчина — голова, а место женщины на кухне; даже если экономические роли в семье распределены иначе и женщина содержит семью, то она все равно находится в подчинении мужчины.

Взаимоотношения между полами часто построены на основе анекдотов о теще, масштабировавшихся в массовую культуру в виде непутевых комедийных шоу, разделяющих женщин на домашних — то есть мегер, или свободных — то есть проституток, которых объединяет восприятие мужчины только как ресурса, приносящего деньги, за которые женщина может купить еду, шубу, iPhone или Porsche, а со своей стороны мужчины воспринимают женщин как инструмент для секса и рождения детей.

У нас есть сексизм на уровне политических партий. От туристического призыва экс-президента Януковича: «Приезжайте в Украину, у нас хорошие женщины», до «баба, да — корабельная сосна» от народного депутата в адрес женщины-депутата, которая особенно не возмутилась таким поведением, уже не говоря о том, чтобы протестовать и попытаться изменить политическую культуру.

Симона писала: «Только труд позволяет гарантировать реальную свободу. Как только женщина перестает вести паразитический образ жизни, исчезает необходимость посредника мужчины, который связывает ее с внешним миром». Только имея финансовую независимость, женщина имеет право свободно распоряжаться собственной жизнью.

«Женщиной не рождаются, женщиной становятся» — известная фраза де Бовуар, используемую в наших широтах для культивации женственности, даже раскрытия внутренней богини, а не поиска ответов на вопросы, которые ставила де Бовуар: статус и судьба женщины определяются анатомией или культурой?

На мой взгляд, собственную роль и судьбу женщина имеет и может выбирать самостоятельно. Обязательно нужно нести ответственность за свой выбор.


Hang`n with the girls. Tracy White Fitzgerald

Роскошь иметь право выбирать невозможна без экономической основы, то есть умение заработать себе на жизнь самостоятельно, и социально-культурной среды, где женщину воспринимают прежде всего как человека, а не рабыню гендера.

«Только реализуя собственные проекты, она утверждается как субъект. Зарабатывая деньги, она находит себя и испытывает чувство ответственности», — писала во «Втором полу» де Бовуар.

Иметь выбор — это выбирать: выходить замуж или нет, рожать или нет, строить карьеру или работать домохозяйкой (именно работать, потому что домашний труд — та же работа, но она не оплачивается).

Главное — знать, что выбор есть, и пользоваться им.

Женщина, не способная прокормить себя без мужчины, никогда не будет вызывать уважения у мужчин.

Завершу я этот текст, цитируя именинницу:

«Источник зла заложен не в чьей-то личной испорченности, плохих склонностях. Неискренность, недобросовестность, нечестность рождаются там, где начинаются взаимные обиды и упреки, — зло проявляется, когда возникает ситуация, при которой мужчина и женщина оказываются беспомощными. Женщины становятся "липучими", превращаются в обузу и страдают от этого. Они разделяют судьбу насекомых-паразитов, всю жизнь существующих благодаря другому организму. Дайте им автономию, дайте им самостоятельность, позвольте им быть независимыми, пусть они сами борются за свое существование, пусть будут активны в этом мире, сражаются с ним, отвоевывают себе место под солнцем, и от их зависимости не останется и следа, мужчины тоже станут свободными. Поэтому и женщины, и мужчины почувствуют себя гораздо лучше».


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы