Как Рождество и зимние праздники показывают в искусстве: сакральные сюжеты, украинские традиции и основные символы

Рассказывает искусствовед Елена Полякова

Искусство усеяно зимними картинами с особым символизмом, образами и ощущением праздника. Чаще всего в работах художников прослеживаются рождественские мотивы, где центральный сюжет — рождение Иисуса Христа. Сначала он появился в иконописи, затем переместился и в светскую живопись. Через годы в украинском и зарубежном искусстве классическим считалось изображение Девы Марии, маленького Иисуса и Иосифа, только в разных интерпретациях в зависимости от эпохи. Например, во времена Средневековья, Возрождения или стиля барокко рождественский сюжет адаптировали к своим реалиям — характерной одежде или знакомому месту, чтобы вызвать больше эмпатии у зрителей. Нередко в рождественских картинах появлялся сюжет избиения младенцев — когда царь Ирод приказал убить всех мальчиков в Вифлееме, которым еще не исполнилось двух лет, чтобы уничтожить новорожденного Иисуса.

Такие религиозные сюжеты имели собственные каноны. Например, Дева Мария на картинах чаще всего одета в синий и красный цвета, символизировавшие божественную чистоту и жертвенную любовь.

Со временем Рождество ассоциировалось не только с сакральными сюжетами — его стали изображать сквозь праздничную призму. Поэтому Эдвард Мунк создал картину «Рождество в борделе», напомнив, что это событие не только для святых и безгрешных, но и для обычных людей тоже — даже для проституток.

Эдвард Мунк. «Рождество в борделе» (1904)

О ярких сюжетах рождественского цикла, украинских зимних традициях на картинах и современной интерпретации сакрального рассказала искусствовед Елена Полякова.

Сюжет избиения младенцев

Во времена Питера Брейгеля Старшего художники адаптировали религиозные сюжеты к тогдашним реалиям. Поэтому картина художника «Избиение младенцев» разворачивается во фламандской деревне, а мы, глядя на нее, чувствуем себя пленниками обстоятельств — как и персонажи. Всадники перекрывают выход из деревни и остаются неумолимыми к детям, несмотря на любые просьбы оставить их в покое. Однако трагическую сцену Брейгель Старший отчасти зарисовал, ведь будущему покупателю не нравилась чрезмерная жестокость картины. Копию цензурированного произведения позже сделал Питер Брейгель Младший, восстановив первоочередной замысел отца.

Питер Брейгель Младший. «Избиение младенцев» (1593)

В XIX веке сюжет избиения младенцев адаптировал английский художник Уильям Холман Хант. Он был одним из основателей Братства прерафаэлитов — сообщества, которое отказывалось от тогдашнего академизма и воспевало искусство до Рафаэля Санти. В картине «Триумф невиновных» Уильям Холман Хант изобразил ехавших из Вифлеема Марию, Иосифа и Иисуса. Их сопровождали убитые по приказу царя Ирода невинные дети, которых художник нарисовал с нимбами. Мыльные пузыри на картине не случайно — это символ хрупкости и недолговечности жизни. Дети, чье присутствие чувствует Иисус, и стали тому подтверждением.

Уильям Холман Хант. «Триумф невиновных» (1876–1887)

Политические заказы Питера Пауля Рубенса

Сакральные сюжеты иногда могли приспособить к политическим событиям. В эпоху барокко Питер Пауль Рубенс создал картину «Поклонение волхвов». Она — о рождении Иисуса Христа и о том, как волхвы приносили ему дары. В религиозном сюжете художник передал ощущение праздника — благодаря удачной композиции и цветам (здесь и божественное сияние Иисуса Христа, и сочетание красного и синего в образе Девы Марии). Рубенсу заказали эту картину, когда в Антверпене планировалось подписать 12-летнее перемирие.

Экономика города тогда сильно пострадала из-за войны — договор должен был обеспечить процветание. Поэтому сюжет Рубенса не сугубо религиозный. Дары, которые приносят волхвы, — это обещанная выгода, которую получит Антверпен после подписания перемирия.

Питер Пауль Рубенс. «Поклонение волхвов» (1609)

Украинские традиции и открытки Леопольда Левицкого

Украинские художники XIX века часто обращались к рождественским традициям, в частности показывали культуру колядования в селах. Это делало их картины уникальными среди классических сюжетов зарубежных художников.

Тем более русификация и порабощение украинцев побуждали лелеять и сохранять именно аутентичную культуру, а не распространять чужую. Так делал Константин Трутовский — в картине «Колядки в Украине» художник показал разных героев: и колядников, которые заглядывают в окно или ждут возле дома, и влюбленную пару, и молодежь, которая катается на санках и играет в снежки. Мы можем услышать это произведение: и смех персонажей, и их песни, и даже плач ребенка на переднем плане. Картина художника невольно переносит в украинское село XIX века, вызывает ностальгию и уважение к родным традициям.

Константин Трутовский. «Колядки в Украине» (1864)

Праздничные сюжеты также появлялись в других работах — в частности, в рождественско-новогодних открытках Леопольда Левицкого, которые он присылал друзьям. Украинский график всегда изображал себя с женой Геней и обращался к определенным событиям в своей жизни. На одной из открыток пара сидит в квартире под зонтиком — в том году у них беспощадно протекала крыша, и даже письма в городские учреждения ничего не могли с этим поделать. Иногда график создавал максимально упрощенные рисунки, в которых оставались особенности обоих героев — например, крошечные черты лица Гени или очки Леопольда. На других открытках пара ужинала за бокалом вина, ездила на коне задом наперед или, вписанная в маятник, сидела за праздничным столом.

«Иметь в своем кругу художника, который ежегодно изображает себя с женой на открытках и присылает их, чтобы поздравить с праздником, — это нечто столь душевное, теплое и родное», — говорит Елена Полякова.

И если Леопольду Левицкому действительно что-то мешало в течение года — например, надоедливое строительство нового корпуса политехники, рядом с которой он жил, он и это тоже рисовал, фиксируя неприятный момент, о котором потом мог вспомнить с ностальгией.

Социально-политические проблемы в работах XXI века

Давние, сакральные сюжеты до сих пор интерпретируют современные художники в работах с социально-политической проблематикой. Инсталляция Бэнкси «Шрам Вифлеема» включает классические религиозные образы: Деву Марию и святого Иосифа с младенцем Иисусом. Однако вместо Вифлеемской звезды над головами героев след от снаряда. «Простыми средствами Бэнкси прекрасно доносит максимально сложные смыслы», — рассказывает искусствовед.

Бэнкси. «Шрам Вифлеема» (2019)

В другой работе художник указывает на проблему бездомных людей. Делает он это с помощью оленей Санта-Клауса, которых рисует на стене, и санок, которые заменяет скамейка, где спит мужчина. Работа Бэнкси сатирическая, однако она побуждает думать о людях, которые не могут полноценно ощутить семейный праздник Рождества.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы