Что делать, чтобы ваши идеи призывали к действиям, или Как креативить эффективно

Колонка шеф-редактора ELLE.UA Екатерины Поповой

Колонка шеф-редакторки ELLE.UA Екатерины Поповой

Креативить может каждый, но не каждый может делать это действительно круто и эффективно. Немалый опыт в написании текстов как в контексте работы, так и в личных соцсетях вдохновили меня на этот текст. Главный вопрос в разрезе этой темы звучит так: Как сделать так, чтобы ваши идеи цепляли и «прилипали»? Ответ очень прост — рассказывайте истории.

Умение рассказывать истории, то есть сторителлинг, — это не просто рассказ о каком-то событии. Это создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, влияют на чувства и эмоции людей, мотивируют. Чтобы создать цепляющую историю, необязательно становиться профессиональным писателем или сценаристом, но все же здесь кроется много нюансов. О них и поговорим.

@clairerose

Почему именно истории «прилипают» и запоминаются нам лучше всего? Исследования показывают, что мнимое «прокручивание» определенной ситуации позволяет лучше справиться с ней в реальной жизни. Поэтому истории действуют как ментальный симулятор, который вызывает у нас более быструю и более эффективную реакцию. Мы все рассказываем друг другу истории и общаемся с их помощью, но в то же время не каждый устный рассказ, статья или пост становятся историей.

Как писать интересные тексты, которые будут читать все?

А вот и требования для создания успешной истории, какой она должна быть: простая, неожиданная, конкретная, достоверная, эмоциональная, повествовательная.

Идеальная формула: Простота = Идейная основа + Лаконичность

Чтобы свести идею к ее главной сути, нужно уметь отвергать все лишнее, расставлять приоритеты. Наши идеи должны быть простыми и содержательными одновременно.

Простые идеи по своей сути приближаются к пословицам: они лаконичны и значимы. И дело здесь не в упрощении, а в умении расставлять приоритеты.

Креативность

@simotto

Журналистов учат начинать свои статьи с самой главной информации. Первое предложение, лид (!) должны содержать самые существенные элементы сообщения. Лид — первый абзац, в котором кратко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка.

После лидов информация подается в порядке убывания весомости. Такую структуру журналисты называют «перевернутой пирамидой». Самая главная информация (самая широкая часть пирамиды) находится наверху.

Такая структура прекрасно подходит читателям. Неважно, чему именно они уделяют внимание  — первому главному предложению или всей статье. Благодаря принципу «перевернутой пирамиды» они получают всю необходимую информацию.

Интересный факт: структуру «перевернутой пирамиды» начали использовать еще во время гражданской войны. Журналисты стремились передавать новости через военные телеграфы, однако проблемы могли возникнуть в любой момент. Они могли наткнуться на военных или потерять линию связи, что часто случалось во время боев. Журналисты не знали, сколько времени у них для передачи сообщения, поэтому сначала отправляли самую важную информацию.

ELLE

@amaliemoosgaard

Но если создание хорошего лида — это залог успеха, почему журналистам не всегда удается это сделать? Дело в том, что они часто вдаются в подробности, поэтому не выделяют идейную основу сообщения — того, что будет иметь значение для читателей или заинтересует их.

Процесс написания лида и попытка избежать отхода от важной информации — это метафора для процесса поиска идейной основы. Поиск основы идеи и написание лида требуют расстановки приоритетов.

Представьте, что вы работаете военным корреспондентом и что у вас есть возможность отправить только одну часть сообщения. Что бы это было? Вы вынуждены выбирать.

Как рассказывать истории эффективно и с каким препятствием можно столкнуться?

Разве мы интуитивно не чувствуем, что должны говорить просто и рассказывать истории? Ведь найти аудиторию для слишком сложных и вялых мыслей не так уж легко. Так почему же мы до сих пор не погрузились в море гениальных идей?

Здесь и появляется главный враг — естественная психологическая тенденция, мешающая нам создавать идеи. Она называется Проклятие Знаний.

Приведу пример. В 1990 году Элизабет Ньютон получила степень кандидата психологических наук за исследование игры, в которой участники делятся на две группы — «исполнители» и «слушатели». Исполнители получили список из 25 известных песен, каждый из них должен был выбрать песню и простукать ее ритм на столе, а слушатели должны были угадать песню. И здесь главное — исполнителям удалось донести мелодию только в 1 случае из 40, хотя они надеялись сделать это с каждой песней. Почему? Когда исполнитель выстукивает ритм песни, он слышит ее в своей голове, однако слушатели слышат только совокупность несвязанных стуков, что-то вроде азбуки Морзе. Исполнители не переставали удивляться, насколько слушателям было сложно угадать мелодию.

ELLE

@niciezastudios

Роль исполнителей тоже достаточно сложна. Проблема состоит в том, что у них уже есть определенные знания: они знают название песни, поэтому и представить не могут, как это — не обладать этими знаниями. Выстукивая ритм песни, они и не догадываются, что слушатели слышат только отдельные стуки, а не мелодию. Это и есть Проклятие Знаний. Если мы что-то знаем, то нам сложно представить ситуацию, где бы мы этого не знали. Наши знания мешают нам. Поэтому поделиться своим опытом с другими не так просто, ведь мы не можем воспроизвести их состояние незнания.

С подобной ситуацией мы сталкиваемся каждый день. Роль исполнителей и слушателей выполняют руководители компаний и их работники, преподаватели и студенты, политики и избиратели, маркетологи и покупатели, писатели и читатели. Все они полагаются на общение друг с другом, однако, как и исполнители и слушатели, страдают значительным информационным дисбалансом.

Бороться с такой проблемой сложно, но необходимо для производительности вашей работы. Лично я учитываю этот важный аспект при написании каждого текста.

ELLE

@clairerose

Благодаря историям мы можем преодолеть Проклятие Знаний. На самом деле они объединяют в себе большинство принципов успешных идей. Им почти всегда присуща конкретность. Многие из них наделены эмоциональностью и неожиданностью. Самый сложный аспект применения историй — убедиться, что они характеризуются простотой и отражают определенную идейную основу. Рассказать удивительную историю недостаточно, она должна подкреплять вашу позицию.

Истории обладают невероятной силой побуждать к действиям и вдохновлять. В большинстве случаев нам даже не приходится проявлять слишком много креативности, чтобы активизировать их силу. Нам нужно только искать эффективные истории, которые рождаются каждый день.

Принципы успешных идей

Чтобы идея стала успешной, полезной и имела длительный эффект, аудитория должна:

- Обратить на нее внимание.

- Понять и запомнить ее.

- Согласиться с ней / поверить в нее.

- Проникнуться ею.

- Действовать в соответствии с ней.

ELLE

@clairerose

Принципы успешных идей — это эквивалент вышеприведенной схемы, однако их преимущество заключается в том, что они меньше подвержены влиянию Проклятия Знаний. Если учитывать все вышесказанное, то вы заметите, как хорошо сочетаются принципы со схемой:

- Обратить внимание на идею — НЕОЖИДАННОСТЬ.

- Понять и запомнить идею — КОНКРЕТНОСТЬ.

- Согласиться с идеей / поверить в идею — ДОСТОВЕРНОСТЬ.

- Проникнуться идеей — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

- Действовать в соответствии с идеей — ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Поэтому вместо того, чтобы угадывать, поймут ли люди нашу идею, следует задать себе вопрос: «Присуща ли ей конкретность?» Вместо того чтобы думать, проникнутся ли люди идеей, следует задать себе вопрос: «Присуща ли ей эмоциональность? Не застряла ли она на дне пирамиды Маслоу? Побуждает ли она отбросить аналитическое мышление и почувствовать сопереживание?» Кстати, в списке отсутствует принцип простоты, ведь он касается исключительно этапа-ответа, то есть усовершенствования нашей идейной основы и придания ей компактного вида. Впрочем, простые идеи воспринимаются лучше и побуждают к действиям.

Итак, принципы успешных идей — это идеальное средство для борьбы с коммуникативными трудностями. Главное преимущество мира идей: любой из нас правильной позицией и правильным сообщением может обеспечить успех собственного замысла.

ELLE

@phoebesoup

Источник: тезисы из книги «Прилепи! Эффективность идей», Чип и Дэн Хиз

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы