Острая стрессовая ситуация — это состояние, когда существует угроза жизни человека. Те, кто оказался в такой ситуации, нуждаются в психологической помощи. Как поступить и что делать, если вы тот, кто должен оказать первую психологическую помощь, рассказывают эксперты Института когнитивного моделирования:
Есть четкий протокол помощи людям, только что пережившим острую стрессовую ситуацию. Он прост в применении и подходит не только психологам, но и всем, кто участвует в ликвидации последствий. Его соблюдение позволит оказать первую необходимую помощь.
1. Нужно успокоиться самому. Работайте только в стабильном эмоциональном состоянии. Вам тоже может быть страшно. Но ваше отличие состоит в том, что вы можете контролировать эмоции, поэтому снижение тревоги произойдет быстрее.
2. Крайне важно: об эмоциях мы не говорим, нам нужно «включить» совсем другие зоны мозга.
3. Не говорим такие вещи: «Успокойтесь. Все будет хорошо. Все пройдет. Жизнь наладится» и т.д. Такие слова вместо надежды дадут человеку, которому вы помогаете, чувство одиночества. Он вам не поверит.
4. Говорим в гораздо более медленном темпе, чем обычно. К чему это? Для человека, которому мы оказываем помощь, внешний мир рухнул, больше нет ничего стабильного. Поэтому мы должны быть реальны и дать ощущение опоры, уверенности, стабильности.
5. Говорим четкими, краткими фразами: «Взгляни на меня. Ты видишь меня?» С этого можно начать. Человек испытывает эффект туннельного зрения, поэтому необходимо расширить этот тоннель.
6. Устанавливаем контакт и даем первое ощущение, что есть нечто, кроме пережитого ужаса. Сначала представьтесь.
7. Спросите: «Как вас зовут?»
8. Дальше — куда вы шли, что делали, что собирались делать, когда…? (завыла сирена, начались выстрелы, все начали бежать — назовите ситуацию).
9. Острый стресс может разорвать непрерывность событий жизни. Эти вопросы совмещают события в одну цепь, возвращают чувство непрерывности жизни.
10. Повторите за человеком ответ — четко и ясно. Дополните, если вы знаете ситуацию, но без эмоций и подробностей.
11. Еще нужно включить мышление, восстановить чувство контроля и собственной значимости. Этот этап потребует вашего творчества. Можно, например, попросить сосчитать людей, померить кому-то давление (если есть тонометр), посмотреть номера домов вокруг. Пример формулировки: «Помоги мне, мне нужно узнать, какие номера возле близлежащих домов — вот того и того, но у меня плохое зрение».
12. Затем нормализация. Говорим: «Все твои реакции, которые ты ощущаешь (перечислить то, что вы видите, например, слезы, растерянность, тревога, опустошенность, ужас, смущение, заторможенность, агрессия и т.д.) — нормальные реакции на ненормальную ситуацию».
13. Редкая ситуация — человек в ступоре. Если человек замер и не реагирует, используйте голос (скажите что-то уверенно и громко), визуальные раздражители (помахайте рукой перед глазами). Можно пробовать дать в руки что-нибудь контрастное (если рядом есть скорая помощь, то можно взять лед и дать в руки). Не надо бить по щекам, как мы видели в кино. Во время ступора человек слышит и понимает, но не может двигаться.
Очень важно помнить:
1. Не вступать в споры с человеком, которому оказываете помощь, даже если его мнение отличается от вашего. Не убеждайте. Это не наша задача. Наша задача — помощь человеку, который испытывает острую реакцию на стресс.
2. Мы оказываем помощь человеку, который особенно склонен к внушению. Каждое наше слово может быть как терапевтическим, так и разрушительным. Наша задача — снизить влияние стрессовой ситуации. Поэтому не следует употреблять сложные умные слова, которые могут запутать.