Кристобаль Баленсиага: как гениальный кутюрье совершил революцию в мире высокой моды

История успеха основателя одного из самых известных модных брендов в мире

Кристиан Диор называл его «мастером для всех», Юбер де Живанши величал «архитектором высокой моды», а нещедрая на комплименты Коко Шанель признавала: «В конце концов, он был единственным настоящим кутюрье». Когда он умер, Сэм Уайт написал в London Evening Standart: «Мода никогда не будет такой, как прежде». В чем же феномен Кристобаля Баленсиаги, короля кутюра, которым восхищались метры индустрии и наряды которого носили богатейшие женщины мира и даже члены королевской семьи. В честь годовщины со дня рождения культового модельера (сегодня ему исполнилось бы 129 лет) вспоминаем его яркий творческий путь.

Кристобаль Баленсиага, 1927 год

Детство Кристобаля Баленсиаги

Будущий модельер родился 21 января 1895 года в баскской Гетарии. Отец — Хосе Баленсиага Басурто — был рыбаком, капитаном таможенного судна, которого даже несколько раз выбирали мэром города, благодаря чему у семьи было много полезных связей с аристократами. Мать — Мартина Эйсагирре — работала швеей, среди клиенток которой также были вельможи. Когда Кристобалю было одиннадцать, отец внезапно умер от кровоизлияния в мозг, и мальчик довольно быстро взял на себя ответственность за финансовое благополучие семьи (в частности, за старшую сестру и младшего брата) и стал помогать матери в ателье.

Начало карьеры Кристобаля Баленсиаги

Ключевую роль в жизни Баленсиаги сыграла постоянная клиентка матери — маркиза де Каса Торрес. Она сразу заметила талант парня, познакомила его с произведениями французских домов моды и позволяла ему часами рассматривать и изучать ее роскошный гардероб. Так в 12 лет Кристобаль сшил свое первое платье, которое по многим показателям превосходило работы некоторых именитых дизайнеров. Маркиза стала покровительницей Баленсиаги и в 1907 году отправила его за свой счет на обучение в Сан-Себастьян. Умелый юноша быстро стал подмастерьем в известном ателье Casa Gómez, четыре года спустя — портным в филиале парижского универмага Grands Magasins du Louvre, а вскоре руководителем отдела женской одежды.

Баленсиага и Париж

Благодаря работе в модной индустрии Кристобаль впервые попал в Париж, где познакомился с Мадлен Вионне. Именно она и убедила талантливого парня открыть свой Дом моды. Чтобы досконально изучить тонкости пошива дизайнерской одежды, Баленсиага некоторое время скупал одежду известных модельеров (той же Мадлен Вионне, Луизы Буланже и Коко Шанель, которая также только начинала свой творческий путь). Кто знал, что совсем скоро он лично познакомится с Коко и пронесет эту дружбу через всю жизнь. Именно о нем Габриэль скажет слова, которые мечтал услышать каждый кутюрье: «Только он умел раскроить материал, собрать творение и сшить его вручную. Только Баленсиага — кутюрье в прямом смысле слова, все остальные — просто модные дизайнеры».

В 1919 году Баленсиага открыл свой первый бутик в Сан-Себастьяне, а уже через год — и в Мадриде. В то время одежду 22-летнего дизайнера покупали самые изысканные женщины Испании, а королева Анна называла его «большой фигурой в мире моды».

Лиза Фонссагривс в Balenciaga, 1950 год

Казалось бы, все шло по четко намеченному плану. Однако Испанию всколыхнула гражданская война, и молодой Баленсиага покинул страну. Сначала он попытался закрепиться в Лондоне, однако британская публика не разглядела его таланта. Так Баленсиага переехал в Париж, где в 1937 году открыл бутик на улице Георга V и безвозвратно влюбил в себя самых взыскательных французских модников.

Модель в Baleciaga в съемке для Harper’s Bazaar

Испанские мотивы в творчестве Баленсиаги

Первую коллекцию Кристобаль посвятил Испании. Свою тоску по родине дизайнер воплотил в нарядах, напоминавших костюмы эпохи Возрождения, монахов, танцовщиков фламенко и матадоров. Не зря в прессе его называли «молодым испанцем, совершившим революцию в моде», а Диана Вриланд отмечала: «Он принес в Париж стиль Испании».

Диана Вриланд на выставке Balenciaga

Для создания зимней коллекции 1939 Баленсиага вдохновлялся портретами инфанты Маргариты и ее фрейлин (Диего Веласкес, 1656 год). Платья кутюрье произвели настоящий фурор.

Balenciaga, 1939 год

Новаторство Balenciaga

Не только любовь к испанским мотивам определили Баленсиагу как дизайнера. Он также вошел в историю моды как мастер игры на контрастах, и речь не только о цветах, но и о тканях, формах, силуэтах. Модельер полностью отказался от кринолинов и подкладок, отважился на декольтированную спину, изобрел рукава в три четверти («браслетный рукав»), блузы без воротников, юбки и платья-баллоны, накидки с капюшоном, жакеты с объемной задней частью. В начале 50-х он создает полную противоположность элегантному стилю New Look Кристиана Диора (у которого сегодня также день рождения) и предлагает женщинам свободный силуэт и акцент на широких плечах.

Интересно, что сам Диор впоследствии назвет Баленсиагу «лучшим мастером среди всех нас» и добавит: «Высокая мода подобна оркестру, где дирижером выступает Баленсиага. Мы, другие кутюрье, музыканты, подчиняющиеся его палочке». В 50-х Кристобаль представил миру свои новаторские тунику и платье «с хвостом павлина». А впоследствии ввел моду на платья с высокой талией (baby doll), пальто-кимоно, пышные рукава и пальто-кокон (получившее название «пальто Грейс Келли»). Все вышеперечисленные модели нашли отражение в коллекции Empire Line 1959 года, которую называют кульминацией творчества дизайнера. За все эти изобретения Кристобаль Баленсиага был награжден орденом Почетного легиона.

Одежда Баленсиаги была не просто современной, она опережала время. Учитывая индивидуальные особенности каждой клиентки, дизайнер подчеркивал не только внешние прелести, но и характер. Он не загонял женщину в общепринятые стандарты и рамки, а наоборот — освобождал от неудобных корсетов, вставок и штампов.

«Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля», — говорил сам Кристобаль Баленсиага.

Кутюрье бескомпромиссных стандартов

В 60-х, когда прет-а-порте постепенно вытесняет высокую моду, дизайнер пытается попасть в течение и отправляется в Америку, где посещает ряд фабрик по производству массовой одежды. Однако вместо освоения перспективной ниши (по крайней мере, в финансовом плане) и расширения рынков Кристобаль Баленсиага принимает окончательное решение: он не будет продавать готовые вещи. О возможности запуска собственных линеек прет-а-порте он говорил так: «Я не занимаюсь проституцией». Когда Париж в 1968 году всколыхнули студенческие акции протеста и Баленсиага понял, что его бренд никогда не будет иметь ничего общего с уличной модой (где-то здесь иронически улыбнулся Демна Гвасалия), он молча закрыл свой бутик (о чем даже 400 штатных сотрудников и самые преданные клиенты узнали только из газет).

Кристобаль отправился в Испанию, где мечтал провести пенсию за изучением истории родной страны. Но судьба распорядилась по-другому, и 23 марта 1972 года в возрасте 77 лет Баленсиага умер от сердечного приступа. В своем единственном за всю жизнь интервью, которое он дал в 1971 году журналу The Times, он говорил: «Это была собачья жизнь».

Прошли десятилетия, и о Баленсиаге мы слышим гораздо реже, чем о Коко Шанель или Кристиане Диоре. Но осмелимся предположить, что без новаторства Баленсиаги вряд ли мы бы имели ту историю моды и те шедевры Chanel, Christain Dior, Givenchy и Saint Laurent, которые имеем сейчас. Не зря в день смерти Кристобаля Баленсиаги издание Women’s Wear Daily вышло с материалом «Король умер».

Ключевые вещи и силуэты Balenciaga

Платье с хвостом павлина

Пальто-кокон

Платье baby doll

Платье-туника

Платье-мешок

Дождевик

Юбка-баллон

«Браслетный рукав»

Интересные факты о Кристобале Баленсиаге

Чтобы защитить вещи от копирования, показы Кристобаля Баленсиаги всегда проводились месяц спустя после всех других показов высокой моды.

В каждой из 93 коллекций Balenciaga было черное платье, которое модельер кроил и шил сам от начала до конца. И на каждом этапе он стремился к эталону.

Помощниками дизайнера были Оскар де ла Рента и Эмануэль Унгаро.

Кристобаль Баленсиага дружил с Юбером де Живанши и время от времени работал с ним. Поговаривали, что между их домами мод на улице Георга V был даже тайный ход.

В 1968 году Баленсиага разработал форму для стюардесс Air France, которую они проносили 10 лет.

Баленсиага с первого раза безошибочно называл количество требуемой ткани. «Первая примерка у Баленсиаги выглядит как третья у любого другого мастера», — вспоминала Марлен Дитрих.

Одной из самых знаковых вещей Баленсиаги стало роскошное свадебное платье, подаренное им внучке маркизы де Каса Торрес. Фабиола де Мора и Арагон выходила замуж за короля Бельгии Бодуэна І в платье из плотного шелка. Позже королева подарила это платье Фонду Баленсиаги.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы