Антверпенская шестерка: кто они и как изменили мир моды? Анн Демельмейстер

История успеха дизайнера

Мир моды — место чрезвычайно жестокое. Здесь не прощают ошибок, а твоему успеху радуются, стиснув зубы. Большие бренды годами находятся в состоянии холодной войны между собой и делают все возможное, чтобы переиграть конкурентов. Креативных директоров переманивают, а если это не удается, уничтожают их репутацию, как в случае с Гальяно. Даже в рамках одного конгломерата совет директоров внимательно следит, чтобы успех одного бренда не омрачал других, как это произошло с Дэниелем Ли у Bottega Veneta. И во всем этом «кровавом море» молодые независимые дизайнеры чувствуют себя сложнее всего.

Громко заявить о себе, обрести желаемую популярность и найти спонсоров, чтобы масштабировать свой бренд, — все это граничит с фантастикой. Молодым талантам, по меньшей мере, нужно показать что-то такое, чего раньше никто не делал.

Вызвать фурор на подиуме, однако не какой-нибудь ерундой, а чем-то действительно красивым, интересным, а главное — свежим для мира моды. Самым ярким примером такого успеха можно считать Антверпенскую шестерку. Больше о дизайнерах рассказывает стилист и fashion-колумнист Егор Воронкин.

Ее считают основательницей направления деконструктивизма в европейской моде.

Ее наряды называют экспериментальными и даже абсурдным.

Она творила, как творила легендарная Вионне, — не пользуясь выкройками и придерживаясь муляжного стиля работы.

Она полностью стерла границы между мужскими и женскими моделями в своих коллекциях, преподнося не гендер, а идею перед ним.

Ее имя — Анн Демельмейстер.

Родилась Анн 29 декабря 1959 года в маленьком бельгийском городе Варегем, однако почти сразу после ее появления семья переехала в Брюгге.

С ранних лет девочка проявляла склонность к рисованию, поэтому родители решили отдать Анн в художественную школу.

Во время учебы Демельмейстер особенно увлекалась рисованием портрета, совершенствуя штрихи и реалистичность в передаче мимики и взгляда. И именно тогда у нее появляется мысль о том, что глаза человека и лица в целом можно удачно подчеркнуть хорошей одеждой.

После окончания школы 1978 года Анн поступила в Королевскую академию изящных искусств в Антверпене.

Во время учебы она познакомилась с молодым фотографом Патриком Робином и начала серьезно увлекаться фотоискусством.

Через несколько лет пара заключила брак. Робин стал не только мужем, но и партнером в бизнесе и опорой Анн на всю жизнь.

Окончив академию в 1981 году, Демельмейстер, вдохновленная успехом своей дипломной коллекции, подала заявку на участие в конкурсе «Золотое веретено ʼ82», призванном поддержать бельгийскую текстильную индустрию. Анн триумфально выиграла эту премию и заявила о себе в родной Бельгии.

В 1985 году Анн и Патрик основали собственную марку одежды BVBA 32, а уже через год состоялся легендарный вояж шести друзей и однокурсников.

Их сенсационное появление на Неделе моды в Лондоне вошло в историю как рождение Антверпенской шестерки.

Их стиль получил название бельгийский деконструктивизм — монохром, узкие и длинные силуэты, разорванные, изрезанные и помятые вещи, флер панка, готики и романтизма одновременно.

Творческая манера Анн отличалась от того, что делали все ее коллеги, особой глубиной и драматизмом. Ее вариации готической романтики и отсылки к викторианской эпохе в обертке модернизма и деконструктивизма удивляли и восхищали одновременно.

Ее модели не походили ни на что другое, и поэтому Анн ждали успех и слава реформатора.

В 1987 году свет увидела дебютная коллекция Демельмейстер под брендом BVBA 32 — осень-зима`1988. Дизайнер решила провести показ в Лондоне — в виде выставки.

Коллекцией Анн заинтересовались известные ритейлеры, среди которых был и нью-йоркский универмаг Barneys: они сразу сделали заказ и настояли на эксклюзивных продажах коллекций Анн в Америке. Кстати, вещи моментально раскупили.

В будущем с расширением спроса BVBA пересмотрели условия продаж для Barneys и расширили сотрудничество с контрагентами, однако одежда от Ann Demeulemeester неизменно продается в знаменитом универмаге и по сей день.

Несмотря на успех и признание, Анн долгое время отказывалась от показов в Париже. Ее фаворитом всегда был Лондон, где когда-то она нашла первых поклонников и где, по ее мнению, концентрировалась вся творческая элита.

Но в 1992 году она все же провела свой первый показ во французской столице. Без размаха, в маленькой арт-галерее. Модели с мрачным макияжем мрачно шагали в мрачной одежде, стиль которой был навеян готикой и панком. Музыка и свет — все было мрачным и драматичным. Таким, как любит Анн. Здесь не было гламура и фатина, секса и провокации, к которым привык Париж времен расцвета Готье, здесь было только содержание, обрамленное в мрачную форму.

В том же году об Анне впервые написал Vogue.

Модные обозреватели назвали ее коллекцию «мрачной поэзией». Провели параллели с «Цветами зла» Бодлера и окрестили Анн «костюмером ведьм».

В 1996 году свет увидит и первая мужская коллекция дизайнера — ее продемонстрировали на одном подиуме с женской. Таким образом, Анн стремилась размыть границы гендера и провозгласить, что одежда не диктует нам пол, а мы сами способны выбирать, что именно носить.

В том же году Демельмейстер получила награду от правительства Бельгии «За вклад в культуру и искусство».

С 1992 года парижский подиум стал основным для показа коллекций Анн. Модная столица внесла в стиль Демельмейстер некоторые коррективы: силуэты стали длиннее, ткани более нежными и прозрачными, а к мрачной готике добавились гламурные блестки.

В 1999 году Анн открыла свой первый бутик в Антверпене — до этого момента у нее не было полноценного собственного магазина.

В 2001 году в рамках программы сотрудничества моды и искусства дизайнер создала для статуи Матери Божьей Победительницы и Освободительницы, установленной в церкви Святого Андрея Антверпенского, полупрозрачное платье с блестками.

Этот проект вызвал шквал негативных отзывов, однако положительных реакций больше. Одним из защитников проекта выступил приход Украинской греко-католической церкви при церкви святого Андрея.

В 2003 году бренд BVBA был переименован в Ann Demeulemeester. Через несколько лет, в 2005-м, в Париже состоялся один из самых ярких показов бренда Ann Demeulemeester — spring/summer menswear 2006. Анн Демельмейстер выводила на подиум моделей под песню Sunday Morning группы The Velvet Underground.

«Эта коллекция стала поэтической анархией, где романтизм переплетается с драмой, любовь со смертью, а красота с нищетой», — комментировала показ дизайнер.

Тогда впервые Анн использовала не характерные для себя цвета — электрик и розового пепла.

В 2008 году мир увидел «белая» коллекция бренда — Collection Blanche. Она стала трибьютом двадцатилетнего юбилея марки и содержала подборку из самых знаменитых вещей дизайнера. В этом году Анн Демельмейстер создала первую коллекцию ювелирных украшений в сотрудничестве с бельгийской ювелирной фирмой Trau Bros.

В 2013 году Анн Демельмейстер направила друзьям электронное письмо с сообщением о том, что покинула собственный дом моды.

«Наступил новый этап как для моей личной жизни, так и для бренда Ann Demeulemeester. Я чувствую, что пора разделить наши пути. Ann Demeulemeester — это взрослый бренд, обладающий собственной идентичностью и наследием, который может продолжать расти и без меня», — отметила дизайнер.

После ухода Анн место креативного директора в компании занял один из ее помощников — Себастьян Менье. Он всячески пытался продолжать курс Демельмейстера, переосмысливая ее архивы.

В июне 2015 года в сотрудничестве с Linda Farrow Ann Demeulemeester выпустил первую коллекцию очков и оправ. А в октябре того же года — коллекцию аксессуаров, созданную совместно со скульптором Kate McGwire.

В 2020 году у модного дома сменился директор, им стал Клаудио Антониоли. Тогда Себастьян Менье покинул пост креативного директора. На его место пригласили молодого бельгийского дизайнера Людовика де Сен-Сернена.

Сен-Сернен вырос и учился в Париже, в 2017 году запустил собственный одноименный бренд, прославившийся гендерно-нейтральным подходом к созданию одежды. Свою первую коллекцию Людовик продемонстрировал в марте этого года в Париже. Чтобы подогреть интерес к показу бренда, Клаудио Антониоли пригласил Анн Демельмейстер для создания духов бренда, презентация которых совпала с показом Сен-Сернена.

Сама Анн сухо, но одобрительно оценила дебют преемника и пожелала и в будущем держать такую же высокую планку. Критики же были более щедры, воспев дебют Людовика и назвав его самым ярким показом сезона.

В декабре Анн Демельмейстеру исполняется 64 года.

Она до сих пор сохраняет свою необычную красоту и живой творческий дух. Вместе с Патриком они перебрались в городок Кассель с населением не более 5 тысяч человек. На досуге Анн занимается огородом и небольшим хозяйством. Она любит выращивать цветы и фрукты. Свою же творческую энергию Демельмейстер направила на изготовление посуды. Покинув собственный бренд, Анн увлеклась гончарным делом и начала посещать курсы по созданию фарфоровых изделий в Англии и Франции. Через несколько лет судьба свела ее с Акселем ван ден Боссе — основателем бельгийской компании Serax. Творческим результатом встречи стала коллекция посуды Ann Demeulemeester x Serax: стаканы из дутого стекла, столовые приборы и тарелки с геометрическими узорами. Все абсолютно лаконичны, с вниманием к деталям и преимуществом содержания над формой.

«Это ошеломляюще. Это как бы видеть свою первую коллекцию, но не одежды», — прокомментировала выход коллекции посуды дизайнер в интервью The New York Times.

Свое возвращение в мир фэшн Анн называет маловероятным, однако не отрицает, что будет присоединяться к созданию спецпроектов собственного бренда.

«Мне сложно представить, как это быть одной из тех, кто внес родную страну в список стран, где существует haute couture, но, думаю, это прекрасно!» — радуется дизайнер.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы