Украинцы в мире. Архип Куинджи — один из величайших пейзажистов второй половины XIX века, родом из Мариуполя

Украинцы и украинки, которые изменили мир

В постоянной рубрике ELLE.UA мы рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Одним из последних героев стал Виджи (Ашер Феллиг) — всемирно известный фотограф, который стал известен прежде всего благодаря своим работам в жанре криминальной фотожурналистики. Репортер оставил после себя более 20 тысяч фотоснимков, многие из которых стали культовыми.

Следующий герой нашей рубрики — один из величайших пейзажистов второй половины XIX века, мариупольский автор с мировым именем, работы которого представлены во многих мировых музеях, Архип Куинджи. В марте прошлого года российские оккупанты прямым попаданием авиабомбы уничтожили Художественный музей им. Архипа Куинджи в Мариуполе, где хранились подлинники работ всемирно известных мастеров, в частности, Ивана Айвазовского, Татьяны Яблонской, Михаила Дерегуса и других. Вместе с тем Россия постоянно посягает на имя и наследие Куинджи, который на самом деле был украинцем и большинство своего творчества посвятил Украине и ее пейзажам. Каким был творческий путь выдающегося мариупольца? Рассказываем в нашем материале.

1870-е годы

Будущий живописец родился 27 января 1841 года в пригороде Мариуполя — селе Карасу (теперь — улица Карасовская). Мальчик рано остался сиротой, поэтому воспитывался у тети и дяди по отцовской линии. Родственники делали все, чтобы Куинджи получил хорошее образование, однако, по воспоминаниям товарищей, учился он плохо, ведь уже в то время его интересовало только одно — рисование. Мальчик использовал любую возможность порисовать: оставлял рисунки на клочках бумаги, стенах, заборах и т.д.

По одной из версий, первым, кто увидел в рисунках будущего живописца настоящий талант, стал коллега хлеботорговца, у которого работал Куинджи — работы начинающего художника показались мужчине настолько перспективными, что он посоветовал ему поехать на обучение в Крым к известному украинскому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В 1855 году Куинджи прибыл в Феодосию, где попытался стать учеником художника, однако в то время ему поручили лишь толочь краску и красить забор. Впрочем, младший брат Айвазовского решил поддержать молодого человека и дал ему несколько мастер-классов. Через два месяца Архип возвращается в Мариуполь, где начинает работать ретушером у местного фотографа, а позже едет в Одессу, где также занимается ретушированием.

«Корабль в море. Крым»

В 1865 году Куинджи попытался поступить в Петербургскую академию искусств, однако обе попытки завершились неудачей.

«В первые годы пребывания в Петербурге я крайне нуждался в средствах — так, что порой не за что было купить чаю и пил один кипяток — без сахара, с черствым хлебом. Перебивался кое-как зиму, а весной снова пытался сдавать экзамен в Академию искусств, но на экзаменах в рисовальном классе неизменно проваливался», — вспоминал художник.

Но художник не сдается и через несколько лет создает картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке. Работа произвела впечатление на комиссию — в 1868 году ему было присвоено звание свободного художника, а позже художнику разрешили сдать экзамены для получения диплома.

70-е годы XIX века стали периодом расцвета творчества Куинджи — он входит в круг «передвижников» (объединение, в рамках которого работали русские и украинские художники реалистического направления) и создает множество картин, в частности, «Осеннее бездорожье», «Степи», «Украинская ночь», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Работы тех времен отличаются преимущественно темной цветовой гаммой, передающей настроение Куинджи. Архип представляет полотна на выставках Общества передвижников, где получает множество одобрительных отзывов. Получив первую порцию признания, Куинджи оставляет обучение в Академии и сосредотачивается непосредственно на рисовании. Он ищет новые оттенки и художественные приемы для своих полотен.

«Для того чтобы стать хорошим художником, нужно даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи.

«Чумацкий тракт в Мариуполе»

Одной из важнейших черт творчества Куинджи является его особый подход к отражению света и цвета. Художник известен своей способностью передать различные эффекты освещения и атмосферные явления — изображение ночных пейзажей и отражение лунного света стали главными элементами его выдающихся произведений. Важным новаторским шагом художника стал его оригинальный подход к презентации картин — он организовывал моновыставки в затемненных залах, где поток света направлялся на полотно, усиливая эффект от созерцания. В 1878 году работы Куинджи покоряют критиков и зрителей на Всемирной выставке в Париже. В этом году художник начал работать над картиной «Вечер в Украине», над которой работал 23 года.

В 1879-м Куинджи представляет публике трилогию пейзажей: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В работах наблюдалось влияние на художника импрессионизма, его изображение свето-воздушной среды становится все более искусным.

«После дождя»

В том же году художник окончательно выходит из Общества передвижников — формальным поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. А уже в 1880 году он устраивает выставку одной картины «Лунная ночь на Днепре». Чтобы усилить эффект при созерцании картины, художник задрапировал в зале окна и подсветил полотно лучом света. Моно-выставка поразила как зрителей, так и критиков, а впоследствии картину приобрел сам князь Константин Константинович, взявший произведение с собой в кругосветное путешествие.

«Лунная ночь на Днепре»

В 1881 году Куинджи устроил моно-выставку еще одной картины — «Березовая роща», которая имела такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром», а после этого неожиданно для всех исчез из публичной жизни почти на 30 лет. На протяжении всего этого времени художник не проводил выставки и не появлялся на публике. Вместе с женой он жил в небольшом доме в Крыму, искал новые способы самовыражения в искусстве и передавал большинство своего состояния на благотворительность, в частности, на помощь родной церкви в Мариуполе.

«Я не буду выставлять свои работы, пока не смогу дать искусству что-то новое», — говорил он об этом периоде.

«Днепр утром»

Куинджи вернулся за 9 лет до своей смерти, в 1901 году, с четырьмя картинами: «Вечер в Украине», «Христос в Гефсиманском саду», третьим вариантом «Березовой рощи» и «Днепр утром». Работы традиционно вызвали восторг зрителей и критиков, и в ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ художника.

«Вечер в Украине»

После нее никто уже не видел его новых картин до самой его смерти. Архип Куинджи умер в 1910 году. Художник оставил после себя много шедевров пейзажной живописи, ставших неотъемлемой частью мирового культурного наследия, и одновременно навсегда остался украинским художником, который воспевал красоту Украины и предвидел ее будущий расцвет.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы