Свадебные традиции Украины: Черниговская, Ровенская и Харьковская области

Главные обычаи наших предков

Украинская традиционная свадьба была священным действом для наших предков. Это был не только праздник, но и определенный набор обрядов, которые необходимо было выполнить, чтобы брак вступил в силу. Традиции и обычаи, главные атрибуты, одежда и обряды отличались в зависимости от региона Украины и имели сакральное значение, которое и сегодня отражается в процедуре заключения браков в нашей стране. Рассказываем о ключевых элементах украинской свадьбы конца 19-го — начала 20-го века.

Следует отметить, что большинство обычаев имеют схожие черты во всех областях Украины. Например, в большинстве регионов было принято готовить приданое невесты, печь караваи, приглашать музыкантов на свадьбу, надевать венки и покрывать голову платком. Однако определенные особенности все же присутствуют, о них мы и хотим рассказать.

Продолжительность свадьбы

Классическая украинская свадьба длилась 3 дня. Как правило, это были суббота, воскресенье и понедельник. Однако были и исключения. Так, в некоторых уголках Украины празднование могло быть более длительным — к примеру, начинаться с четверга.

Алексей Кулаков «Весілля»

Черниговская область, Нежинский район

На Черниговщине женщина начинала считать свой возраст во второй раз с момента вступления в брак. Начиналась новая страница ее жизни. Женщины должны были прощаться с девичеством, вечерницами, гуляниями, слушаться свекровь и формировать статус хозяйки своего дома. По традиции все хозяйственные функции переходили к старшей невестке, а свекровь освобождалась от всех домашних дел. За ней оставалась роль распорядительницы, ключницы.

Народная одежда, которая была на территории Черниговской области, чрезвычайно разнообразна. Регион входил в состав Гетманщины. Земли Черниговщины всегда были богатыми, свободными, казацкими. Это повлияло на национальную одежду. Использовались дорогие ткани, нити, лучшие образцы украинских и европейских модных течений.

Василий Васильев, «Сваты»

На свадьбу невесты-украинки надевали яркий венок. Его основой были бумажные цветы — как правило, красные или малиновые. Однако девушки все же опирались на собственные предпочтения. Например, брюнетки выбирали в основном красные цветы, а блондинки — голубые.

Одежда тоже переливалась красками — невесты надевали яркие красно-белые юбки, пышные вышитые рубашки и жилеты. Дополняли образ большим количеством бус и золотыми серьгами.

Обычаи

Выпекание каравая. Для приготовления каравая звали женщин, которые считались самыми счастливыми в браке, которых уважали в селе и на которых должна была равняться молодая. Они приносили все необходимое для создания свадебного каравая. Готовя каравай, женщины обязательно пели. Считалось, что именно это делает каравай обрядовым, а не обычным хлебом.

Светилки. Персонаж светилки являлся неотъемлемой частью обрядовой части украинской свадьбы почти во всех регионах Украины. Светилкой была маленькая девочка, которая во время свадьбы должна была держать свечу.

Старший дружок. Старшим дружком должен быть почтенный мужчина, пользующийся авторитетом. Его основным атрибутом был рогач, украшенный, цветами, лентами, рожью. Он исполнял роль тамады и следил за порядком.

Троиста музыки. На свадьбе обязательно должны присутствовать музыканты. Их называли «троиста музыки». Это мог быть один скрипач или несколько музыкантов.

Черниговщина, 1867

В большинстве регионов Украины было обязательным обычаем проверять приданое молодой. Приданое состояло из постельного белья, рушников, одежды, посуды, украшений. Молодая ездила по селу и показывала, что она нажила. Иногда проверку делали бояре (лучшие друзья жениха) или семья молодого. Но именно на Черниговщине проверкой занимались скринницы. Это были замужние, старшие женщины, которые были счастливы в браке и имели определенный опыт. Они шли в дом молодой и во время свадьбы, перед тем, как невеста поедет к жениху, проверяли, действительно ли она имеет все необходимое и является ли той хозяйкой, которой она себя считает.

В случае расторжения брака или смерти невесты сундук возвращался семье невесте. Этот обычай говорит о том, что у украинской женщины в те времена был экономический базис, который предоставлял определенную свободу жене в супружеской жизни. Независимость женщины являлась важной составляющей украинских традиций.

Ровенская область, Сарненский район

Регион Полесья, в который входит Ровенская область, имеет самое большое количество архаических элементов.

Важно помнить, что в те времена царил патриархальный уклад, поэтому браки заключались рано – в 15-16 лет для девушки. После 20 лет выходить замуж уже казалось поздно.

До свадьбы существовали запоины — так называемые свадебные переговоры. В дом молодой приходили старосты — представители молодого рода — с бутылками, среди которых была и водка, которую они выпивали во время переговоров о ходе свадьбы. В конце в знак того, что свадьба все же состоится, брат молодой засыпал зерном пустую бутылку из-под водки, ставил сверху цветочный букет и перевязывал его красной лентой. После этого они шли по деревне, демонстрируя тот факт, что согласие состоялось и о свадьбе условлено.

Николай Пимоненко, «Сваты»

Венок для невесты делали из стружки разных цветов в форме цветов, напоминающих шарики. Цветы должны быть нечетного количества — 7 или 9 штук зеленого, синего, красного цветов. Их цепляли к ленте и одевали поверх распущенных волос. Обязательным элементом свадебного наряда невест в Сарненском районе были белые свиты. Для их изготовления брали сукно, созданное из шерсти.

Ритуал встречи. Привочу (крестную мать молодого) встречали мать молодая и дружка. При встрече дружка держала решето, в котором находился хлеб и мед, чтобы мама молодой угостила привочу.

Обмен хлебами. В этом обычае обоим папам давали два хлеба, завернутые в холщовые полотенца, которыми они обменивались между собой. Обмен хлебом символизировал обмен детьми.

Коровай. Выпекание каравая было важным обрядом на Полесье. Он выпекался один у молодого дома. Интересным атрибутом на каравае было свадебное деревце, непосредственно вонзенное в каравай. Деревце состояло из вишневых веточек, которые обвивали тестом и запекали. Сверху добавляли цветки с мелкими украшениями из бумаги, получившие название трапаляхи. Они свободно свесали, накрывая практически весь каравай.

Скрещивание свечей. После венчания свахи со стороны молодой и молодого на пороге скрещивали свечи. Этот обычай символизировал объединение двух родов. Во время соединения свечей каждая сваха старалась, чтобы ее свеча находилась выше, потому что это означало преимущество в доминировании того или иного рода в будущей семье.

Интересно, что покрытие головы молодой в Сарненском районе происходило дважды. Первый раз невесту покрывали у нее дома в конце свадьбы. Намитку брали на рогач или на длинную палку, чтобы накинуть на голову молодой, не касаясь ее. После того невесту с ее приданым везли к молодому домой. Уже у любимого дома девушку покрывала голову своей намиткой или платком.

Раньше этому придавали большое значение, ведь в последний раз на свадьбе невеста появлялась заплетенная. Затем она расплеталась и после того, как ее голову покрывали намиткой, по традиции, в дальнейшем она должна была ходить только с покрытой головой.

Харьковская область, Балаклейский район

Начиная с 16 века, регион Харьковской области заселяли два народа — в южной части Слобожанщины жили украинцы, а в северной — русские. Следует обратить внимание, что среди населения Слобожанщины существовало негласное правило — украинцы не женились на русских. Хотя были исключения, однако уже массово межэтнические браки начали заключать во второй половине 20 века. Это обусловило то, что состояние сохранности культуры у народов, проживавших на этих территориях, достаточно высокое и не имеет взаимовлияний.

Рушник. На Харьковщине широко использовали кролевецкие рушники, которые производились в городе Кролевец. Также использовались домотканые и вышитые полотенца. Их должно было быть много, чтобы использовать его в различных обрядах. Рушники были неотъемлемой частью любой украинской свадьбы. Ими молодая перевязывала сватов, молодого, а также с рушниками приглашали на свадьбу.

Николай Пимоненко «Выкуп невесты», 1908

Головной убор. В Харьковской области головной убор невесты отличается от других регионов Украины. Вместо венка голову невесты украшал шелковый платок и два цветка из лент. Могли также украшать бусинами. Жених одевал картуз, к которому также крепился цветок, как и на головном уборе невесты. Кроме этого, на свадьбу у молодого на правой руке был связан платок, который дарила молодая, когда его сватали. Именно этим платком свашки впоследствии покрывали голову молодой. Во время этого обряда свашки пели: «Покрывалочка плачет — покрываться хочет. Не так покрываться, как поцеловаться». Одна сшавка (замужняя подруга невесты) снимала головной убор с молодой и надевала на себя, вторая снимала картуз с молодого и надевала себе на голову. И так они менялись трижды. После этого они одевали молодой очепок. Очепок молодая сбрасывала дважды к порогу дома, демонстрируя нежелание переходить к новому статусу. Свашки должны были трижды одеть молодой чепец на голову. После третьего раза невеста должна была оставаться в очепке.

А вот пышно украшенный венок надела старшая дружка невесты. Венок у нее был высоким и украшен восковицами.

Иван Соколов «Свадьба в Украине»

Материал создан на основе документальной ленты «Свадебное наследие», 2020 года.

 

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы