Организаторы культурного фестиваля Festwochen Gmunden 2022 года инициировали выставку Gmunden.photo 2022 года, посвященную Украине. На мероприятии представили работы 10 украинских фотографов, среди них — Макс Левин, Игорь Гайдай, Евгений Никифоров, Евгений Малолетка, Елизавета Серватинская, Юлия Беляева, Анна Франц и Анатолий Бабийчук.
Кураторами выставки стали Яна Баринова и Борис Ондреиска. Эксклюзивно для ELLE они рассказали о главных нарративах выбранных фотографий и о том, как важно говорить о войне с помощью искусства.
Яна Баринова
В этом году у gmunden.photo 2022 украинский фокус. Как куратор поделитесь, это была ваша идея?
Трагические события в Украине — это то, что сейчас очень беспокоит европейское общество. Европейцы в большинстве своем понимают, что Россия угрожает всему миропорядку и прежде всего Европе. Поэтому все культурные и политические мероприятия сейчас так или иначе имеют свой «украинский фокус». Он актуален. Приятно, что организаторы Gmundem.photo обратились ко мне с предложением стать сокуратором фотоэкспозиции.
С какими нарративами вы отбирали фотографов и фото? Трудно было выбрать?
Для меня и нарратив, и символизм заключается в том, что буквально за несколько дней до открытия Gmundem.photo 2022 Украина получила статус кандидата в члены ЕС. Это открывает перед нами принципиально новые перспективы сотрудничества с Европой во всех без исключения направлениях — от военного до культурного. Поэтому и Гмунден я считаю кирпичиком в построении общего пространства ценностей. Кроме того, «Украинский фокус» в одном из уютных курортов Австрии является напоминанием о том, что агрессия России угрожает всем и повсюду.
Среди фотографов, которых вы выбрали, много журналистов — в отличие от австрийских фотографов-художников. Объясните, пожалуйста, почему?
Документировать войну — дело опасное, рискованное, поэтому его выполняют настоящие воины информационного фронта — военные журналисты. Вспомните Макса Левина, который погиб под Киевом, хотя имел большой опыт работы на войне. Или Евгения Малолетку и Елизавету Серватинскую, которые прямо сейчас находятся в горячих точках страны и документируют войну. В этом украинско-австрийском художественном диалоге нет разногласия, ведь репортажные фотографии с передовой ни в коем случае не менее мощное художественное выражение, чем «станочное» искусство.
Почему так важно показывать миру реальные события, реальные кадры войны в Украине? У искусства есть свой фронт?
Главное послание нашей выставки: остановить российскую агрессию можно только совместными усилиями всего цивилизованного мира. Война в Украине касается каждого европейца. Культура воюет на своем поле битвы. Деятели искусства и культуры с первых дней войны борются через новости и культурные мероприятия, защиту культурного наследия и транслирование украинской культуры миру. Люди искусства актуализировали болезненные вопросы войны, чтобы мир понимал цену мирной жизни.
В чем ваша личная кураторская миссия сейчас?
Я чувствую себя представительницей украинского культурного сообщества в Австрии. И именно так меня воспринимают австрийские коллеги. Я для них как звено между мирами, ведь хорошо знаю ситуацию в Украине и одновременно понимаю, как работают западные культурные институты. Поэтому и свою миссию как менеджера культуры я вижу в том, чтобы быть драйвером интеграционных процессов, прежде всего на межгосударственном уровне.
Борис Ондреиска
Как война в Украине повлияла на вашу жизнь и чем эта выставка важна для вас лично?
Я словак, славянин, до сих пор живу в Братиславе. У нас есть общие физические границы. Украина всегда была частью моей спонтанной культуры. Эта выставка не просто важна для меня, другого пути просто нет. Мы, так сказать, братья и сестры.
Почему все фотографии в контейнерах? Есть ли в этом дополнительный символизм?
Контейнерность — принцип, заданный организаторами. Год назад он начинался как фотошоу в контейнерах. Сегодня они для нас символизируют метафору мобильных домов, в которых многим украинцам приходится временно жить, потому что они потеряли свой дом.
В чем ценность выставки со стороны австрийских художников, которых вы отобрали? Какие факторы влияли на выбор фотографов?
Со своей стороны, отвечая за австрийскую сторону, я выбрал более тихие и достаточно абстрактные работы, желая создать благоприятный фон для того, чтобы украинские фотографии были более громкими и заметными. Австрийская часть работает как опора в разнообразии своих значений.
Важность искусства в отражении реальности — один из нарративов выставки. Почему это так важно сегодня?
На выставке представлен не только арт, но и жесткая журналистика. Как жестокая реальность сегодняшнего дня. Вот почему Gmunden photo обсуждает разные способы (роли, шансы...) изображения реальности, которые мы считаем объективными/истинными.
Одну из ключевых частей выставки составляют фильмы украинских художников. Для чего это?
Если сравнить силу фотографии и движущегося изображения, то последнее ближе к правде, поскольку оно показывает даже нарративы, людей в движении. Поставить фотографию рядом с видео и фильмом означает создать как можно больше спектров репрезентации реального.
Что общего, по вашему мнению, у украинских и австрийских художников?
Они художники, а искусство не имеет границ. Интернационализм является одним из плодов авангарда. Украина является неотъемлемой частью Европы.