Как помочь ребенку адаптироваться в вынужденной эмиграции

Практические советы родителям от нейропсихолога

Вынужденная эмиграция во время войны — очень сложный период в жизни семьи. Несмотря на то что дети обычно привыкают ко всему новому довольно быстро, в стрессовых условиях, предшествующих отъезду, этот процесс может затянуться и усложниться. Журналистка Роксана Рублевская спросила у нейропсихолога Евгении Омельяненко, как помочь ребенку качественно адаптироваться за границей за короткий промежуток времени.

Дети войны

Самостоятельная психологическая диагностика

Большинство стран предлагает в садиках и школах welcome-программы, которые помогают детям-иностранцам быстро освоиться, найти новых друзей и выучить язык. Однако многое зависит от самого ребенка, поэтому сценарии адаптации бывают и менее оптимистичными. Маркеров, что ваш ребенок быстро приспособился к жизни в другой стране, несколько: он хорошо спит, не теряет аппетит, хочет общаться и исследовать мир. Однако из-за стресса, связанного с переездом и языковым барьером, в первую очередь страдают когнитивные навыки ребенка. Он может стать вялым, рассеянным, его словарный запас может сузиться, а память и речь существенно ухудшиться. Также вы можете заметить эмоциональное напряжение, которого не было раньше. Например, ребенок внезапно становится агрессивным или, наоборот, замкнутым и тревожным, перестает доверять и нуждается в чрезмерном контакте с вами или устраивает истерики, бунтует и игнорирует все просьбы взрослых. Нередко бывает и так, что ребенок в считаные недели словно откатывается в развитии на несколько месяцев или даже лет. Например, теряет приобретенные навыки и начинает играть исключительно с маленькими детьми. Может появиться ночной энурез, самопроизвольное подергивание мышц лица, расстройства пищевого поведения или заикание. Все это должно вас насторожить и привести к выводу, что ребенку необходима коррекция. Лучше, если проблема будет решаться комплексно с помощью педиатра, психолога и реабилитолога, чтобы исключить органические нарушения.

Дети войны

Чтобы самостоятельно продиагностировать эмоциональное состояние ребенка, достаточно попросить его порисовать. Главное — не давать никаких задач, а предоставить полную свободу выражения. В результате обратите внимание, есть ли на рисунке красный цвет (напряжение) и доминирует ли он над другими. Напряжение возникает, когда ребенок попадает в новый для него социум (школа/сад). Поэтому лучше, если с собой малыш сможет брать небольшую вещь (браслет, часы, игрушку), связанную с близкими людьми или приятными воспоминаниями. Зарисованные детали являются показателем скрытой агрессии. Избавиться от нее поможет спорт или долгие прогулки пешком, а также беседы, построенные на абсолютном доверии. Вы должны знать, из-за чего ваш ребенок сердится, беспокоится или обижается. К примеру, закрашенные глаза на рисунке являются показателем сильного страха. Следует попросить малыша визуализировать то, чего он боится, а затем вместе зарисовать страх белой краской или нарисовать то, что будет его нейтрализовать. Если ребенок рисует семью, обратите внимание, кто стоит в центре и к кому на рисунке он прикасается. Именно этот человек и является важнейшей фигурой, которая поможет справиться со страхами и тяжелыми эмоциями.

Первичная коррекционная программа

Дети войны

К тому моменту, как вы обратитесь за помощью к психологу, следует сначала попытаться решить проблему самостоятельно. Да, вы многое пережили, но помните, что вы — единственная опора для своего ребенка, поэтому время восстанавливать рутину. В первую очередь следует выстроить режим сна и рационального питания. Это те действия, которые можно ограничить временными рамками, а значит, мозг будет чувствовать безопасность. Помним, что дошкольники идут на ночной сон в 21.00, а школьники — в 22.00. В период с 20:00 до 1:00 во сне вырабатываются необходимые гормоны, которые помогают ребенку справиться со стрессом в течение дня. Обсудите с малышом его страхи, возможно, какое-то время стоит спать в одной комнате или при включенном свете.

Как бы устало вы себя ни чувствовали, стоит свести использование ребенком гаджетов к минимуму, а лучше убрать их на период адаптации, заменив спортом и активными играми на свежем воздухе. Дошкольники могут пользоваться гаджетами 20 минут в день, школьники — 60 минут. Не торопитесь перегружать ребенка, отдавая его на секции или требуя от него высоких оценок. После переезда в новую страну следует вводить активность постепенно. Однако если малыш стал очевидцем взрывов или других событий войны, тогда следует социализировать его как можно быстрее, чтобы отвлечь от воспоминаний рутинными действиями. Будьте рядом и проводите с ребенком 60-120 минут в день эффективного (качественного) времени, не отвлекаясь на других детей или домашние дела. Дайте малышу столько времени на отдых и приспособление, сколько ему необходимо. Вам может показаться, что это будет продолжаться вечно, но дети умеют быть благодарными, если вы не ждете от них мгновенных результатов.

Дети войны

Обратите внимание, много ли после пережитого стресса ребенок начал прыгать. У детей тревога высвобождается в играх со прыжками, которые положительно влияют на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать можно определить «специальные места для прыжков». Например: «Здесь можно прыгать на одной ноге, здесь — на двух, на кровати мы не прыгаем, но есть фитбол с рожками или батут в парке...»

При истериках ни в коем случае не применяйте агрессию. Не бейте ребенка даже в воспитательных целях, не угрожайте, не лейте на него воду, не собирайте вокруг него людей, чтобы пристыдить, не давайте посторонним людям влиять на малыша, не сравнивайте его с более послушными детьми, не давайте «безопасных» лекарств, не проконсультировавшись с лечащим врачом. Не спорьте с ребенком по поводу его чувств, не запрещайте ему чувствовать то, что он чувствует. Каждый день повторяйте: «Я здесь, я люблю тебя, вместе мы справимся». Помните, что в момент, когда малыш ведет себя ужасно, он больше всего нуждается в вашей родительской любви. Если ваши силы на нуле, вам помогут факты. Префронтальная кора мозга, которая обрабатывает абстрактные понятия, ставит цель, подбирает варианты поведения и ингибирует автоматические реакции лимбической системы «бей или беги», формируется до 12 лет. Так что не требуйте от ребенка невозможного.

Дети войны

Если истерика находится в начальной фазе, попробуйте отвлечь малыша. Эффективный способ — задавать вопросы на интересную тему, чтобы ребенок думал над ответом. Будьте последовательны. «Нет» никогда не должно превращаться в «да» даже с другими членами семьи. Во время истерики ребенок должен слышать голос. Спокойно продолжайте настаивать на своем. Сказав «нет», вы не должны сердиться или раздражаться. Причины отказа должны быть объяснены. Сделайте объяснение кратким и ясным. Общаясь, вы покажете, как правильно справиться с недовольством. Как только ребенок перестанет плакать, искренне похвалите его. Поведение — это только набор условных рефлексов. Мы привыкли обращать внимание только на плохие проявления, а нужно наоборот.

Если малыш старше двух лет, учите его описывать свое состояние. Для начала рисуем на бумаге облака, под которыми пишем: «Я чувствую себя плохо/хорошо, когда...» — и заполняем облако ситуациями, заставляющими ребенка переживать. Даже если малыш еще не умеет писать, можно заполнить облака самому со слов ребенка, главное — научить его распознавать и озвучивать свои чувства и ситуации, которые эти чувства вызывают.

Напомним, что ранее мы рассказывали об игровых упражнениях, которые помогут снять стресс у детей.

Текст: Роксана Рублевская


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы