Образ женщины в украинской литературе со времен летописной княгини Ольги до современных героинь Ирэны Карпы сильно изменился. В произведениях украинских писателей и поэтов были романтические Екатерины, униженные Кристины, сильные духом Анны, способные сделать вызов обществу Наталки, заблудившиеся в сорняках революции Гапки, хранительницы национальной культуры Маруси, суперинтеллектуальные Оксаны.
Кандидат филологических наук и автор Instagram-блога о литературе «Я, ты и книги» Ирина Побидаш рассказала ELLE.UA о женских образах 20-30-х годов ХХ века.
Большинство из них чувствует себя заброшенными в пошлой мещанской действительности, пытается побороть ее, бунтует против серости и традиционности. Это часто скептические и противоречивые натуры, живущие новыми идеями и мечтами. Вот несколько ярких и неординарных образов, которые в свое время вызвали бурные дискуссии среди читателей.
1. Бьянка, «Сентиментальная история» Микола Хвылевой
Молодая и умная девушка, которая отказывается от села как от прошлого и выбирает город как будущее, чтобы реализовать свою голубую мечту. Да, героиня — безнадежная мечтательница. То ей интересно постичь тайну непорочного зачатия, то забеременеть от ветра. Девушку воротит от пошлости и ограниченности. Она верит, что спасти ее от серых будней может «великий человек», этакий рыцарь. И образ этот Бьянка приписывает художнику Чаргару.
«Портрет Ольги Константиновны Лансере» Зинаида Серебрякова
Но мечты разбились о реальность и наша героиня бунтует. Ее скепсис и цинизм достигают такого пика, что девушке страшно. И даже религия не спасает. Бьянка переживает настоящую агонию всего оставшегося в ней чистого: кухонный нож разрубает икону, ноги переступают через мертвое тело соседки, а любимому в лицо летит окровавленная простыня как доказательство потери невинности с отвратительным для нее чужим мужчиной. И это окончательная и осознанная деградация и моральное самоубийство.
2. Вер Эльснер, «Доктор Серафикус» Виктор Домонтович
Образованная, красивая и эксцентричная женщина, пытающаяся доказать свою уникальность и выделиться из толпы. Самоутверждение и самореализация — это о ней. Героиня пытается быть независимой от мужчин ментально и материально. Вер ненавидит интеллигенцию и парламентаризм, слова о прогрессе и идеалах добра. Она носитель новой морали и символ перемен взглядов на роль женщины в патриархальном обществе.
«Вблизи кафе» Александр Мурашко
Особенно интересны ее взгляды на любовь: «Не все ли равно для вас, с кем вы удовлетворите свое желание, а для меня — с кем я?». Любовь для нее — эксперимент: «Зачем спешить, когда все предрешено?» и символ скуки: «Следует тщательно избегать, чтобы, скрываясь от скуки в любви, не обратить саму любовь в скуку». Вер пропагандирует свободную любовь, лишенную условностей и ограничений. Она за неординарность. Поэтому ее внимание привлекает главный герой этого произведения — Комаха.
Изменчивость, парадоксальность, игра… Любовь — это не зависимость, а искусство свободы. «Есть разные способы любви: можно в любви любить только себя, можно любить свою любовь к женщине и можно, наконец, любить не себя и не свою любовь, а только ту, которую любишь».
3. Ада, «Чабрец-зелье» Наталья Романович-Ткаченко
Главная героиня — пианистка. Когда-то она мечтала о карьере. Но брак (впоследствии развалившийся) и ребенок (который теперь живет с бабушкой) помешали этому. И вот в дверь постучала новая любовь и новая беременность. И снова на весах — творчество или семья? Что важнее для женщины: портфель или ребенок? «И портфель и ребенок. А прежде всего женщина — человек, женщина — индивидуальность, женщина со своим миром и своей экономической базой. Я беру за руку мужчину и иду рядом с ним по тропе жизни. У меня есть своя жизнь духовная и свой карман... чтобы любовь свободна была... чтобы свою любовь, свою нежность дарить свободно, а не платить за нее опекой мужу».
«Портрет Галины Голубовской» Олекса Новаковский
Ох, этот проклятый биологизм, неконтролируемое физическое влечение. Как хорошо с любимым читать А. Франса, общаться, слушать музыку… Женщина делает аборт, боясь убить творчество. Парадоксально, но именно тогда ей приходит идея музыкальной пьесы «Рождение».
В произведении много дискуссионных вопросов: женская эмансипация, сочетание личного и общественного, гармония человеческого я. Финал тоже дискуссионный: Ада и Андрей договорились расстаться, но отпустит ли их любовь?
Прочитать больше о женских образах в украинской литературе можно в публикации Ирины Побидаш.