В стиле «Довбуш»: как создавались костюмы для самого масштабного украинского исторического экшена

Редакция ELLE пообщалась с художницами по костюмам Галой Отенко и Марией Керо о тонкостях их работы и образах персонажей

В Национальной академии искусств Украины (Бульварно-Кудрявская, 20) 12 сентября при медиаподдержке ELLE Ukraine открылась интерактивная выставка от создателей приключенческо-исторического экшена «Довбуш». На ней представлена уникальная экспозиция: 25 костюмов и их эскизы, реквизит, оригинальные раскадровки, фото/видео бекстейджа и еще много чего интересного со съемочной площадки. В преддверии этого события редакция пообщалась с девушками, которые отвечали за образы персонажей, — художницами по костюмам Галой Отенко и Марией Керро.

В последнее время исторические картины стали настоящим трендом. И конечно, не последнюю роль в их успехе играют костюмы. Достаточно вспомнить сериал «Бриджертоны» и его спин-офф «Королева Шарлотта», покорившие сердца фешиониста по всему миру именно благодаря безупречной стилизации персонажей. Но не нетфликсовскими сериалами едиными можно наслаждаться и вдохновляться. Мы счастливы, что в Украине тоже снимают историческое кино, причем на голливудском уровне. И именно «Довбуш» — яркий представитель жанра, в котором гармонично совмещены глубокие смыслы, красивая картинка, драйв и непревзойденная актерская игра. А еще в фильме действительно впечатляющие костюмы, которые хочется разглядывать в деталях и мысленно примерять на себя.

Стоит отметить, что «Довбуш» — это не байопик, а творческое видение режиссера Олеся Санина легенды об Олексе Довбуше, несломленном и неуязвимом опришке, воплощении архетипа украинца с чувством собственного достоинства, борца за свободу, настоящего рыцаря духа. И именно такой творческий подход к рассказу о реальной исторической фигуре позволил художницам из костюмов маневрировать, экспериментировать и, в конце концов, создать целую киновселенную с помощью одежды и аксессуаров.

Костюмы «Довбуша» в цифрах

В общей сложности в ленте задействовано более 1000 костюмов, на пошив которых ушло 8 месяцев кропотливой работы. Над их созданием работало 117 мастеров из разных уголков Украины. Так, литье и чеканка делали 6 разных мастерских в Киеве, Львове и в Карпатах. А с кожей работали сразу 4 мастерские:

«Ох и вымучила я их! Чтобы и пластичность получить соответствующую, и форму, и пропорции. Отделка — это отдельная история. А потом это все мы тщательно фактурили, чтобы придать прочно изношенный, состаренный вид», — вспоминает Гала Отенко.

К тому же, для украшения одежды было изготовлено 57 килограммов металлических элементов (кресты, згарды, чепраги и т.п.). Вес каждого платья княгини Яблуновской составлял от 7 до 10 килограммов.

С чего началась работа над костюмами для картины?

По словам Галлы Отенко, все всегда начинается со сценария и разговора с режиссером. Для создания образов важно понимать главный месседж фильма, а также настроение той или иной сцены, кем является каждый персонаж, какова динамика его развития и предыстория — то, что остается за кадром, но влияет на повествование.

Насколько исторически точны костюмы персонажей?

У создателей «Довбуша» не было цели создать точную реконструкцию того исторического периода. Потому что фильм о другом — он об идеях, актуальных и сегодня.

«Нам нужно было создать вселенную фильма, который был бы узнаваем и понятен широкому кругу зрителей. Которая показала бы колорит и особенности Гуцульщины. Вселенную, в которую было бы интересно окунуться. Конечно, мы искали информацию: общались с историками, консультантами и музеями. А потом адаптировали ее под задачи фильма», — комментирует Гала Отенко.

Некоторые детали были воспроизведены с музейных образцов 18-го века, прежде всего это касается некоторых металлических элементов. Между прочим, за основу отдельных образов брали живопись в церкви Святого Юра, которую рисовали с натуры, что позволило воссоздать наряд той эпохи. Но например, никто не знал доподлинно, как выглядела кресьяна (гуцульская шляпа) в 18-м веке. Ее древнейшее изображение, которое удалось найти, датировалось второй половиной 19-го века, так что в фильме мы видим ее на 100 лет младшую версию. К сожалению, сохранилось мало вижуалов из мира гуцулов 18-го века, поэтому художницам приходилось подключать фантазию и смекалку.

«А также были определенные задачи от режиссера. Например, свадебная корона Марички. Олесь очень хотел венок из перьев, но у гуцулов такого не было! Поэтому сами для себя мы оправдывали это тем, что Маричка не местная», — добавляет Гала. 

Об импровизации с костюмами на съемочной площадке

Конечно, большинство образов для персонажей ленты были заранее прописаны, но некоторые рождались или собирались просто в процессе съемки. Мария Керо вспоминает несколько таких ситуаций. Иногда они случались из-за того, что самого персонажа придумывали на месте, а иногда — из-за недоступности актера для примерок.

«Не всегда возможно создать костюм, не увидев актера вживую, не поговорив с ним лично, ведь мы должны не только создавать картинку и характер персонажа, но и помогать актерам почувствовать себя именно тем героем и именно в том месте. Из самых ярких воспоминаний — некоторые второстепенные персонажи таверны, которых Олесь придумал за день до съемок. А еще в начале съемочного периода сменился актер в роли Правицы, его собирали и делали примерки на вершинах Карпат. Похожая ситуация была с Бештом. Мы заранее продумали его костюм, но во время примерки менялась концепция, к тому же мы получали комментарии от консультантов по культуре и быту иудеев и меняли детали согласно их рекомендациям», — рассказывает Мария.

О факапах во время съемок

Во время съемок на Скалах Довбуша основная часть команды костюмеров выехала из гостиницы вовремя и прибыла на рабочее место, а Мария Керо задержалась, потому что должна была встретить нескольких людей, приехавших на помощь из Киева и привезших костюмы. Все вместе они поехали на локацию машиной, но навигатор показал им более короткий путь. И это была огромная ошибка, поскольку, во-первых, по такому маршруту добраться туда было невозможно, а во-вторых, машина застряла посреди гор.

«Мы без связи, ночь на дворе, смена вот-вот начнется, а меня и половины костюмов на площадке нет. На локации связи тоже почти не было, я каким-то чудом смогла дозвониться до наших ребят из администрации, которые нашли местных и вытащили нас оттуда. Я опоздала на смену на 3 часа, а это катастрофа! К счастью, благодаря нашей замечательной профессиональной костюмерной команде мы почти вовремя всех одели. Но свои эмоции "все пропало" и "а как они там" я никогда не забуду», — рассказывает Мария.

А еще при переезде с локации на локацию у команды украли очень дорогую саблю, которая должна была быть в руках одного из героев на следующий день. На месте, прямо на горе, они придумывали дубль из того, что было в наличии.

Какие элементы наряда персонажей можно интегрировать в современный гардероб?

Сейчас «украинскость» в стиле — в топе, причем не только в Украине. Учитывая это, «Довбуш» — неисчерпаемый источник вдохновения для модников и модниц. У персонажей фильма просто фантастические аксессуары, от которых невозможно отвести глаз. Безусловно, особенно запомнился свадебный образ Марички: кадр с ним хочется поставить на паузу и рассматривать каждую деталь, а деталей там действительно много. Впрочем, украшения княгини Яблуновской также очаровывают своим изяществом. А кресты братьев Довбушей можно легко вписать в любой современный образ, причем как в мужской, так и в женский.

«Лично я обожаю бусы, конкретно — гуцульские згарды. И часто ношу их с повседневной одеждой: просто сходить выпить кофе с друзьями или на рабочую встречу. Также классно в современность вплетаются платки — у гуцулок очень интересный способ вывязывания. А верхняя одежда — гуни и сердаки — прекрасно сочетаются с современными вещами, но, на мой вкус, лучше будет выглядеть удачная стилизация, чем прямое цитирование старых вещей», — добавляет Мария Керо. И мы с ней охотно соглашаемся.

Увидеть работы Галы и Марии вживую можно в Национальной академии искусств Украины по адресу Бульварно-Кудрявская, 20, на протяжении месяца, до 10 октября включительно. Вход свободный.

Кроме постоянной экспозиции вас ждут закрытые творческие встречи, экскурсии и мастер-классы с участием членов команды «Довбуша», которые будут раскрывать свои профессиональные секреты и делиться инсайтами. Мероприятия будут анонсироваться на сайте academyart.org.ua.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы