Традиции и праздничные обряды: Рождество в историях украинских классиков

В произведениях Михаила Коцюбинского, Александра Довженко, Михаила Стельмаха и других  

Рождественские праздники с давних времен были важной частью культуры украинцев. Большое количество обычаев, соблюдаемых предками, присуще только нашему краю и непривычно больше ни для одного народа. И как бы Россия ни пыталась на протяжении столетий истреблять все, что отличало нас от других культур, мы до сих пор бережем и стараемся всячески распространять традиции наших предков. Приготовление ароматной кутьи и 12 блюд, украшение дома дедухом, распевка колядок и обустройство вертепа — миллионов украинцев не только в нашем государстве, но и во всем мире до сих пор объединяют одни и те же привычки в Святвечер и в рождественскую ночь.

Конечно, на протяжении многих лет наши традиции меняются: что-то забывается, а что-то новое наоборот внедряется. Однако мы имеем хорошую возможность подсмотреть в тексты наших писателей, которые в своих произведениях в разные периоды жизни украинского народа лучше воспроизводили его поверья и обычаи.

Сегодня предлагаем и вам заглянуть к рождественским историям наших классиков, чтобы узнать, каким было Рождество украинцев раньше, и что с тех времен мы пронесли до сих пор.

Николай Гоголь, «Ночь перед Рождеством» 

Наверное, одна из самых популярных украинских рождественских историй, которая до краев наполнена магической атмосферой и духом этого праздника. Хотя сам Николай Гоголь большую часть своей жизни прожил далеко от родной земли, в его произведениях мы все же можем между строк прочитать трепетные и теплые воспоминания о настоящей Родине автора, в том числе и в повести «Ночь перед Рождеством» и цикле, в который она входит, «Вечера на хуторе возле Диканьки». Сама история сочетает в себе как реальные традиции украинцев, так и мистическую сторону этого празднования с ведьмами, чертами и чарами. Автор подробно описывает быт украинцев перед рождественскими праздниками, Святвечеря, народные обряды и, конечно же, блюда, которые появлялись на столе каждой семьи, прежде всего кутью и вареники со сметаной. Также Гоголь не обошел такие важные составляющие наших традиций, как поход в церковь и колядование.

«Рассвело. В церкви еще до восхода солнца было полно людей. Пожилые женщины, в белых пометках, в белых суконных свитках, набожно крестились, у входа стоя. Шляхтянки в зеленых и желтых кофтах, а некоторые даже в синих кунтушах с понашиванными сзади золотыми усами стояли перед ними. Девушки, у которых на головах были понаматываны целые магазины лент, а на шеях бусы, крестов и дукатов, пытались протолкнуться чтобы ближе к иконостасу. Но впереди всех стояли шляхтичи и обычные крестьяне, с усами, с чубами, с толстыми затылками, только что подбритые, чуть ли не все в кобеняках, из-под которых выставлялась белая, а у некоторых и синяя свитка. На всех лицах, куда глазом брось, сиял праздник: голова облизывалась, видя, как он будет разговляться колбасой; девушки помышляли о том, как будут скользить с ребятами на льду; бабы искреннее, чем когда-либо, шептали молитвы».

Часто писатель также добавляет в текст собственные примечания, в которых указывает на те или иные традиции, как, к примеру, на пение колядок.

«Посему колядующего всегда бросит в сумку хозяйка, или хозяин, или кто там останется дома, колбасу, или хлеб, или шага медного, кто чем богат. Рассказывают, будто был когда-то такой идол Коляда, которого считали богом, и будто из этого и повели себя колядки. Кто знает? Однако, правду говоря, в колядках ни слова нет о коляде. Поется часто о рождении Христа, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всем в доме».

Михаил Коцюбинский, «Тени забытых предков»

Хотя празднование Рождества и не является ведущей темой этой истории, оно там все же упоминается. Как мы знаем, Михаил Коцюбинский перед написанием своих «Теней» посетил село Криворовня, что на Ивано-Франковщине, где и вдохновился жизнью и бытом гуцулов. Там же он узнал о том, как отмечают Рождество в этом крае, что и впоследствии описал в одном из эпизодов. Здесь в традициях этого праздника христианские верования переплелись с языческими, что отразилось в том, как гуцулы пытались очистить собственные дома от потусторонней силы.

«На святой вечер Иван всегда был в странном настроении. Словно переполненный чем-то таинственным и священным, он все делал важно, как службу божью служил. Клал Палагни живой огонь для ужина, стелил сено на стол и под столом и с полной верой рыкал при том, как корова, блеял овцой и ржав конем, чтобы велся скот. Окуривал ладаном хату и овчарню, чтобы отогнать зверя и ведьм, а когда красная от суматохи Палагна среди курева того ознаменовала наконец, что готовы все двенадцать блюд, он, прежде чем засесть за стол, нес тайный ужин скоту. Она первой должна была попробовать голубцы, сливы, бобы и логозу, которые так старательно готовила для него Палагна».

К тому же интересным моментом в этом эпизоде является обращение к злым духам, который еще раз показывает связь наших предков с язычеством. Читателям изображают то, как главный герой повести Иван перед тем, как сесть за стол на Сочельник, вышел во двор с топором и миской пищи и призвал на празднование сверхъестественные силы — «чернокнижников, мольфаров, планетников всяких, волков лесных и медведей». А когда никто не пришел, то велел человек им никогда не показываться в их доме.

Далее они брались за чтение молитвы, а затем обязательно сдували скамью перед тем, как сесть, чтобы никакая мертвая душа к ним не пристала.

Михаил Стельмах, «Щедрый вечер»

Эта повесть — яркое и динамичное продолжение другого произведения автора — «Гусы-лебеди летят». Здесь, как и в предыдущей части, описывается детство мальчика Миши: его приключения, отношения с друзьями и семьей, счастливые мгновения и невзгоды. И одним из самых волшебных эпизодов повести стало празднование Рождества, когда вся семья собирается за столом, чтобы отметить рождение Иисуса Христа. Из пера Михаила Стельмаха вышли детализированные образы праздничных блюд, традиционных обрядов, а также дома и его украшения.

«Хотя убогая-убогая наша хижина, но в этот вечер и она улучшилась, побогачала. Ее бедность скрасили и вышитые полотенца, и грозди калины, и душистое сено в углу, и сочельник. На нем сейчас лежат три хлеба, грудка соли, высится стопка гречневых блинов и стоят с разными постными блюдами те священные рисованные полумиски, желающие добрым людям и здоровья, и счастья, и красного цвета».

В этой повести, как и в «Тенях забытых предков», тоже замечаем схожий обряд, совершаемый перед тем, как садиться за стол. Сначала отец, глава семьи, несет скоту каждое блюдо, приготовленное на Сочельник. Затем он становится под звездами и призывает мороз, серого волка, бурю и ветры прийти в их дом, чтобы отведать ужин. И, опять, как никто не захотел прийти к ним, мужчина приказывает им и дальше обходить их дом. Также непременно стоит открыть ворота во двор, чтобы каждый человек, несущий добро и желающий отдохнуть с дороги, мог зайти к ним на празднование. И только после всех этих обязательных обычаев можно садиться за стол и наслаждаться приготовленными хозяйками блюдами.

Кроме этого, Михаил Стельмах не обходит и колядников, описывая их костюмы.

«Колядники уже подошли к хате тети Дарки — звездонос, «береза» и михоноша впереди, а «коза» и «дед» в страшной машкаре позади. И чего только не производят та «коза» и вертлявый «дед», пугая взрослых и детей. Но вот зазвонил звонарь — и все притихли, съежились у окон, а зеленоватыми и синими снегами, сколько света видно, покатились, зазвенели молодые голоса, прогоняя беду из вдовьего дома».

Александр Довженко, «Очарованная Десна»

Традиция петь колядки описана также в автобиографической истории Александра Довженко. Сама повесть раскрывает для нас воспоминания автора о его детстве в родном селе. Перед читателями предстают красота природы дорогого Довженко края, семья писателя и многие другие люди, которые сыграли свою роль (кто-то — лишь эпизодическую, а кто-то — главную) в формировании личности Саши. И каковы воспоминания о детстве без празднования Рождества. В этом произведении изображена картина пения девушками колядок, которые пересказывают Саше его судьбу.

«Потом пели вторые и третьи девки. Чего только я не слышал о себе. Там уже я и собирал войска, даже земли тяжело, и выбивал ворота в чужие огороды, и пахал поле сизыми орлами, и засевал поле мелким жемчугом, и мостил мосты все тесовые, и постлал ковры все шелковые, и сватал барышню из-за Дунаечка, из-за Дунаечку королеву дочь. И по лесам ехал — леса шумели. Мостами ехал — мосты звенели. По городам ехал — люди встречали, поздравляли, — святой вечер…»

Этот эпизод полон тепла и волшебных упоминаний с детства, которые, вероятно, каждого заставят поискать в углах своей памяти воспоминания о схожих моментах.

Богдан-Игорь Антоныч, «Рождество»

Поэзия также не упустила возможность воспеть Рождество. Немалое количество символических образов в таком, казалось бы, коротком стихотворении и уникальном стиле Богдана-Игоря Антоныча сделали свое дело и создали по-настоящему магический дух этого праздника.

Народився бог на санях

в лемківськім містечку Дуклі.

Прийшли лемки у крисанях

і принесли місяць круглий.

Ніч у сніговій завії

крутиться довкола стріх.

У долоні у Марії

місяць — золотий горіх.


Текст: Анастасия Поляк
Иллюстрации: Ольга Кваша


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы