В преддверии зимних праздников украинские города XIX-XX веков наполнялись ярмарками, суетливыми жителями, которые спешили приобрести подарки, и украшенными улицами. Люди заимствовали европейские традиции Рождества и Нового года, однако сочетали их с народными обычаями. Поэтому одежду выбирали по моде Лондона или Парижа, а на столе всегда была кутья.
Исследовательница моды и жизни украинских и европейских городов XIX-XX веков Валерия Станова говорит, что празднование могло отличаться, потому что страна была под властью разных империй. Однако неизменным оставалось одно — отмечать Рождество в теплом семейном кругу.
Подробнее об атмосфере на улицах, особенностях сочельника и зимней городской моде Валерия Станова рассказала ELLE.
Рождество в украинских городах
Наши предки, проживавшие в городах Украины, ждали зимних праздников так же, как и мы сейчас. Однако ощущается разница в том, как именно они их отмечали.
Рождество приходилось на 25 декабря. Первое, что стоит упомянуть, — во всех крупных городах Украины в праздники проходили огромные ярмарки с балаганами. Улицы и площади наполнялись актерами-гастролерами. Музыка и песни звучали отовсюду. В города приезжали гастролеры из других стран Европы.
Важным признаком праздников кроме ярмарки была панорама. Это иностранная развлекательная программа для горожан, которые могли заплатить 30-50 копеек и рассмотреть в ней Париж, Лондон или берег моря. Были еще куда большие диорамы с движущимися частями, и зритель мог увидеть, как над горами поднимается или садится за горизонт солнышко. В Киеве пользовалась спросом панорама «Голгофа», которую посещали в течение года. Она появилась в 1902 году, но с приходом советской власти ее разобрали и уничтожили.
Панорама Лондона
Разница в праздновании Рождества между селом и городом
Разница действительно довольно ощутима. Что касается традиционных процессий, то в городах колядки были, но проходили не так массово и насыщенно, как в селах нашей страны. В древности в Киеве участников колядок назвали миркачами — чаще всего это были парни, работавшие воспитателями гимназий и Киево-Могилянской академии. В конце XIX века они иногда выходили поздравлять жителей с праздником, но позже исчезли с улиц. Дело в том, что города активно развивались и шли в ногу со временем вместе с другими странами Европы, поэтому традиции празднования и модные нововведения перенимали очень активно. А села сохраняли наши культурные ценности и идентичность.
Горожане, кроме активного празднования на площадях, проводили время дома с семьей. Если глава семьи имел возможность, то его домашние устраивали так называемые балы и вечера. Балы в действительности были развлечением для всех слоев общества, а отличались они лишь своей помпезностью.
Украшение дома перед Рождеством
Для горожан это было важно, и каждый человек украшал свой дом и уголок так, как мог. Люди украшали свой дом уже не дидухом, а елкой или ветками. В первой половине XIX века киевляне могли украсить лакомствами даже куст калины или чертополоха, но это было до моды на украшение елки — и во времена, когда Новый год встречали 1 сентября.
Сама история праздничной елки пришла к нам из Германии, но далеко не сразу. Празднование с елкой довольно долго ассоциировалось с другим вероисповеданием. Поэтому в христианском окружении в первые годы XIX века елку освящали, а затем допускали к ней детей.
Со временем произошли изменения — елки можно было приобрести в магазинах немецких товаров.
С 1840-х годов елка получила массовое распространение среди жителей разных городов, и в первую очередь она предназначалась для детей. Ее украшали разными лакомствами: конфетами, печеньем, мармеладом, позолоченными орешками, а также игрушками и свечами. Дети ждали момента, когда елку можно было разобрать — и, чтобы она не пустовала, добавляли елочные украшения. Некоторые горожане делали их из бумаги, картона, ваты и ажурных картинок.
1848 год
Сочельник в украинском городе
В канун Рождества в городах и городках были сплошные хлопоты. Люди оживленно бегали по магазинам за подарками и докупали все необходимое. Сами же витрины магазинов были нарядно украшены и оснащены освещением. Независимо от состоятельности все горожане хотели порадовать своих близких то ли новой обувью для ребенка, то ли вкусными подарками на стол. На ветках елки висело немало интересных вещей, и если гостю что-то было по вкусу, то хозяин ему это дарил.
Когда взрослые готовились к празднику — украшали елку и клали возле нее подарки, детей отправляли на улицу или к окнам, чтобы те дождались первой звездочки и сообщили о ней родителям.
Новогодняя открытка, отправленная профессору В. Щербаковскому К. Чеховичем. 1939 год
В городах, как и в селах, тоже соблюдали пост и тщательно готовили ужин в этот особый вечер.
На столе стояла кутья из риса и пшена с медом. Рядом были хлебные кныши и, конечно, вареники, голубцы, медовые оладьи, пирожки с фруктами и пироги с горохом. К еде подавали компот из фруктов с медом. В городе такой ужин называли рождественским ужином или кутейником. Блюда на столах могли меняться в зависимости от региона, но для всех обязательным было почитание вечера, чистота мыслей и постная пища.
Затянувшийся сочельник плавно переходил в рождественский завтрак и даже самый настоящий пир — от запеченного поросенка до разнообразных колбас и гарниров. Более состоятельные семьи, купцы высших гильдий или аристократия вместе с праздничным ужином организовывали балы с заранее выпученными модными танцами.
Традиции на Рождество
Рождество было семейным праздником. В теплом кругу за столом собиралась семья во главе с отцом. Несмотря на то что города активно перенимали новые модные элементы декорирования, как то елка с игрушками, все равно у многих где-то в уголке или на столе еще мог стоять небольшой дидух. Семьи могли принимать гостей. Это было довольно важно — получить приглашение на Рождество.
Готовя вареники, хозяйки могли добавить в них копейку — кому она попадалась, того ждала удача. Еще был такой забавный ритуал: кто-то из гостей или прислуги должен был чихнуть. Тогда этот человек сразу получал в подарок новый платок, а потом должен был спрятаться или выйти из дома на какое-то время — это делали для того, что болезни покинули дом.
Рождественский стол ломился от разнообразия блюд. Хозяйка контролировала, чтобы перед гостями и родственниками были и гусь запеченный, и рыба с овощами, и даже апельсины с оливками. После плотной трапезы собравшиеся переходили в зал с елкой, где дети могли петь, а гости — играть на музыкальных инструментах. Сначала пели колядки, народные песни, а затем могли перейти к песням на французском или немецком языке.
Городская мода в рождественские праздники
Как и в непраздничные дни, горожане всегда носили одежду европейского кроя. Элементы народной одежды в них почти отсутствовали даже в праздничные дни. Некоторые женщины надевали вышитую рубашку, но обычно это были люди, которые переехали из села в город или девушки, которые жили в селе, но приезжали в город торговать. Люди, которые родились или жили много лет в городе, переняли европейскую одежду.
В рождественский период жители городов стремились быть нарядными и надевали лучшие костюмы и платья. Мелкие купцы могли под костюм-тройку надеть белоснежную рубашку с мелкой вышивкой, но в большинстве случаев мужчины выбирали классическую рубашку с воротничком и свой лучший костюм.
С дамской одеждой все сложнее. Тенденции женской одежды менялись так быстро, что за ними было сложно угнаться. Моду диктовали Париж и Лондон. Все нововведения доходили, конечно, и в наши города. Если у мужа или отца была финансовая возможность, то жена или дочь могла менять свой гардероб более активно. Поскольку Рождество — семейный праздник, женщины не надевали платьев с открытым декольте и руками. Такой фасон был уместен только на балах, званых ужинах или в театрах. С каждым сезоном одежда менялась, а с ней менялись и правила. Женский образ зависел от того, где и как женщина отмечала зимние события, а еще из какой семьи она была.
Молодая женщина в мещанском платье. Начало XX века. Фото: Музей Ивана Гончара
Девушки до 16 лет не носили взрослую одежду, поэтому на праздники им выбирали нарядное закрытое и не очень длинное платье или форму гимназистки (если они учились). Мальчиков тоже одевали в форму, если они были гимназистами, а иногда в матроску или в чистую аккуратную рубашку с брюками. Это зависело также от того, из какой семьи были дети.
Воспоминания украинских горожан о праздновании Рождества
Много воспоминаний хранится в журналах и газетах, которые тогда печатались. Каждый украинский город имел собственные издания, но многие газеты, посвященные моде, быту, садоводству или чему-то подобному, поступали из-за границы. В Киеве, например, активно печатали газету «Кіевлянинъ» до 1919 года. В ней тоже много упоминаний о разных событиях и праздниках. В выпуске за 1887 год писали, что хозяева мастерских своим подчиненным покупали алкогольные напитки, вкусности и за свой счет украшали рабочие места ветками елок со свечами и подарками. Затем танцевали и пели песни. Корреспондент газеты писал, что утром на Житнем рынке между прилавками выставлялось зеленое деревце, украшенное красными лентами с яблоками, орехами и печеньем. Торговки собирали по несколько копеек — на эти деньги покупали еду для стола и крепкие напитки.
Трое молодых женщин в мещанской зимней одежде. Конец XIX — начало XX века. Фото: Музей Ивана Гончара
Рождественские праздники часто сопровождались снежной погодой и вьюгами, записи об этом сохранились за 1880-е годы.
Например, в одном забавном рассказе говорилось о том, как по случаю визита императора в Киев полицмейстер Гюббенет отдал «приказ всем домовладельцам об очистке снега и сколке льда с мостовых и тротуаров». Однако по каким-то причинам его не выполнил купец Николай Хряков. Тогда полицмейстер вызвал арестантов, приказал открыть парадную дверь купца и сложить весь сколотый лед в его вестибюле.