5 лучших фильмов с оскароносной Глендой Джексон

Вспоминаем лучшие роли актрисы в преддверии выхода ее последнего фильма

19 октября в украинских кинотеатрах выйдет фильм «Большой беглец», главную роль в котором исполнил двухкратный лауреат Премии «Оскар», обладатель трех «Золотых глобусов» и двух премий BAFTA Майкл Кейн. Его коллегой на съемочной площадке стала легендарная британская актриса Гленда Джексон — одна из немногих обладательниц «тройной короны актерского мастерства», трех самых высоких наград в американских кино, телевидении и театре: «Оскар», «Эмми» и «Тони» (в случае Джексон это два «Оскара», две «Эмми» и одна «Тони»).

«Большой беглец» — основанная на реальных событиях лента о британском ветеране Второй мировой, который сбегает из дома престарелых, чтобы попасть во Францию на годовщину высадки войск союзников. Гленда Джексон сыграла жену главного героя, и эта роль стала для нее финальной. Актриса умерла в июне 2023 года, спустя девять месяцев после завершения съемок.

Гленда сыграла ряд знаковых и новаторских ролей в течение своей звездной карьеры, продолжавшейся десятилетиями. От сексуально раскрепощенных, независимых женских персонажей, в то время, когда женщин широко изображали как неприхотливых и покорных, до знаменитого отказа от роли М в бондиане Пирса Броснана из-за того, что она была «скучной», — Джексон решительно бросала вызов ожиданиям и выбирала нестандартных героинь.

Готовясь к просмотру последнего фильма великой актрисы, в этом материале мы вспоминаем ее выдающиеся перформансы, которыми она запомнилась зрителям и критикам.

«Влюбленные женщины» (1969)

Джексон стала известным секс-символом артхаусного кино благодаря роли Гудрун Брангвен в фильме «Влюбленные женщины» режиссера Кена Рассела. Картина рассказывает о двух сестрах — Гудрун и Урсуле — и их любимых мужчинах, которые разочаровались в жизни и любви к женщинам.

Лента вышла на экраны, когда сексуальная революция и движение за права женщин набирали обороты, а героиня Джексон — непредсказуемая, умная и эмоциональная женщина — излучала тонкую сексуальную уверенность, которая идеально характеризовала эту эпоху.

В то время женщины с подчеркнутой сексуальностью в фильмах представлялись большей частью как удовлетворение капризов мужчин. Но в случае «Влюбленных женщин» героиня Гудрун сама вершила свое будущее и твердо стояла за рулем своей судьбы. Эта роль принесла Джексон ее первый «Оскар» за Лучшую женскую роль, а критики оценили ее героиню как значительно опередившую свое время. Кстати, сама актриса была беременна во время большей части съемок.

«Элизабет Р» (1971)

Во время съемки масштабного шестисерийного проекта для BBC Гленда Джексон прошла через массу испытаний. Для роли королевы Элизабет актриса научилась ездить верхом в боковом седле и стрелять из лука, она также семь месяцев носила костюмы, настолько тяжелые и громоздкие, что ей часто было тяжело дышать и двигаться. Грубый материал, выбранный для 200 костюмов, сильно натирал плечи Джексон, а сама актриса побрила голову для роли и приходила на площадку задолго до начала съемок, еще на рассвете, и гримеры часами наносили на нее соответствующий макияж и не только. Перформанс, изображающий жизнь королевы Елизаветы I от девочки-подростка до пожилой женщины, считается определяющей ролью в карьере Джексон, а за свою художественную преданность актриса была награждена премией «Эмми».

«Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971)

Английская писательница и кинокритик Пенелопа Гиллиат однажды описала Джексон как «единственную Офелию, которая способна сыграть Гамлета». Собственно, в ленте «Воскресенье, проклятое воскресенье» Джексон и играет «современную Офелию» Алекс Гревиль — женщину, которая вступает в романтические отношения с нерешительным бисексуалом Бобом Элкиным, при этом осознавая, что у него также есть близкие связи с мужчиной.

В своем утонченном перформансе Гленда Джексон триумфально играет со всеми аспектами актерского мастерства, демонстрируя стальную решимость своего персонажа, которая отказывается мириться с нерешительностью ее любовника. Режиссер Джон Шлезингер признавался, что сначала рассматривал на роль другую актрису, поскольку боялся, что Джексон будет «стоической и сценической». Но она покорила его на прослушивании и получила не только роль, но и номинацию на «Оскар» и премию BAFTA за свою игру.

«Стиви» (1978)

В середине своей карьеры Джексон сыграла несколько исторических фигур, в том числе Сару Бернар («Невероятная Сара» 1976), Патрицию Нил («История Патриции Нил» 1981) и Елену Боннэр («Сахаров» 1984). Однако она четко идентифицировала себя с поэтессой Стиви Смит. В фильме «Стиви», который является адаптацией сценической пьесы Хью Уайтмора, актриса с лаконичной грацией передает остроумие, человечность и принятие себя. Сама же Гленда Джексон видела поэтессу Смит вживую, в частности, когда та исполняла песню Not Waving but Drowning на поэтическом вечере. По словам Джексон, она узнала в ней «очень сильную женщину, закаленную в довольно жестоком огне», которая «много раз прошла сквозь ад».

По словам одного из критиков, Джексон «остро соединила в этой роли чувственность с проницательностью».

«Бизнес как всегда» (1988)

В одной из своих последних самых заметных лент Джексон сыграла менеджера ливерпульского бутика, которую уволили после того, как она обвинила регионального менеджера своей компании в сексуальных домогательствах. Фильм исследует борьбу за равные права и проливает свет на сексистское отношение к женщинам, которые решаются высказаться. Этот перформанс также имел и политическую окраску — Джексон использовала эту роль, чтобы бросить вызов ментальности Маргарет Тэтчер, ведь лента четко отражала как это: быть рабочим классом в Англии во времена Тэтчер. Для более реалистичного перформанса Джексон опиралась на свой реальный опыт в магазине Boots.

Эту роль актрисы тепло встретили как ее поклонники, так и критики. «Лос-Анджелес Таймс» написал, что «четкий, теплый образ Бабс с ливерпульским акцентом является символом совершенства из всех перформансов в фильме».


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы