Конфликты возникают везде, где есть люди. Это неотделимая и закономерная часть любых человеческих отношений. У каждого человека есть свое восприятие, свои интересы, ценности и желания. И даже если он очень схож с партнером, или близок по духу с другим человеком, все же они не идентичны. И эти отличия, эта индивидуальность каждого из нас и есть основа для возникновения спора, разницы во взглядах, мыслях и решениях.
Психолог, эксперт женской образовательной платформы Woman Insight Юлия Чала рассказывает: для того, чтобы конструктивно разрешить конфликт, нужно определить причину разногласия. Чаще всего в семейных отношениях недоразумения возникают, когда участники конфликта не могут удовлетворить свои потребности.
При этом непосредственно о своих интересах и потребностях никто не говорит, а возникает очень эмоциональный спор, со взаимными обвинениями, претензиями. Это можно описать как борьбу — кто кого убедит, больше обвинит, докажет неправоту. Во время такого взаимодействия участники находятся под властью своих чувств, но у них срабатывают накопленные обиды и претензии. Это блокирует основной механизм, необходимый для разрешения конфликта: партнеры не слушают и не слышат друг друга. Чаще всего они не слушают так, чтобы понять причину неудовлетворенности партнера и его потребности. А слушают только для того, чтобы ответить, отбиться, сделать больнее и в своем недовольстве обвинить другого.
Так и разговор не получается, и возникают конфликты от незначительных поводов. И при этом причины так и остаются непонятными, соответственно, и решения никакие не принимаются. Одной из ключевых причин возникновения конфликтных ситуаций между близкими является отсутствие прямых просьб. Когда человек испытывает недовольство по причине невозможности куда-то направить свои эмоции, включается привычка жаловаться. При этом высказывается множество упреков без указаний о том, чего на самом деле не хватает, какая потребность не удовлетворена. Выходит так, что говорить о недовольстве проще и привычнее, чем конкретно высказать свою просьбу.
Осознание своих потребностей требует усилий: для этого нужно остановиться, задуматься, прислушаться к себе, понять, чего вам хочется. А потом уметь доносить свою просьбу до партнера. При этом важно доносить не то, чего не хочется, а именно подчеркивать то, что вы хотите: максимально просто, прямо и конкретно.
Инструмент «озвучивание прямых просьб» подчеркивает понятие «просьбы». Просьба, в отличие от требования, не предусматривает обязательность исполнения, а оставляет возможность отказа. Такой принцип сводит к минимуму возникновение острого спора, то есть возникновение конфликта. И в то же время он формирует глубокую связь партнеров, взаимопонимание и включает внутреннее желание искренней заботы.
Общение — это основной инструмент разрешения конфликтов в паре. Важно помнить, что эффективная коммуникация — это не только говорить, но и внимательно слушать и устремлять фокус внимания на другого и пытаться его понять.
При выражении своей позиции следите за формой выражения своих мыслей. Четкое определение причины конфликта и удержания одной темы (без перескакиваний и припоминания всех возможных обид) поможет найти наиболее подходящее общее решение. И какие бы ни возникали эмоции во время семейных конфликтов, напоминайте себе, что перед вами не враг, а союзник!