В этом сезоне бренд KHUSTYNA совместно с украинскими художниками нашел вдохновение в произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства. Коллекция KYLYM вдохновлена древним украинским ремеслом — ковроткачеством. Она стремится привлечь внимание к этому удивительному искусству, которым занимались в разных уголках Украины, вдохновляясь как обыденными сюжетами, так и невероятными полевыми цветами, птицами, животными и видами.
Создатели бренда KHUSTYNA внимательно исследовали историю, развитие ремесла и его особенности, чтобы донести важность, ценность и красоту традиционного искусства, познакомить с ним как можно больше людей.
Дизайны этой коллекции — это омажи на удивительные ковры украинских художников, известных по месту своей творческой деятельности — города Решетиловка Полтавской области. На своих платках бренд обратился к творчеству известных решетиловских художников: Ольги Пилюгиной, Василия Деркача, Надежды Бабенко.
Коллекция до конца года эксклюзивно представлена в ЦУМе на 3-м этаже, на корнере бренда, а также на сайте бренда KHUSTYNA. Платки для мужчин можно найти в ЦУМе на -1 этаже.
В линейке представлены девять дизайнов, шесть из которых вдохновлены коврами Ольги Пилюгиной. Однако не только произведения художницы вдохновили дизайнеров бренда, но и она сама, став лицом коллекции. Бренд расспросил мастерицу об особенностях решетиловского ковроткачества, ее личном пути в искусстве и достижениях.
«Современный этап развития решетиловского ковроткачества начался еще в 1905 году с небольшой ткацкой мастерской, где было установлено пять деревянных станков. В начале 1920-х годов мастерская была преобразована в артель «Роза», впоследствии выросшую в фабрику имени Клары Цеткин. Сюда приезжали художники из разных регионов. Некоторые из них оседали в Решетиловке. В их числе и мои родители.
Они в своем индивидуальном творчестве пытались развить и усовершенствовать местную традицию растительного ковра и вышивки, и более 30 лет обучали других мастеров и художников в Решетиловском художественном профессионально-техническом училище. Одновременно с преподавательской деятельностью папа создал семейную мастерскую.
Я росла в творческой среде, где с детства овладевала основами традиционной композиции, колорита, символизма и искусства владения материалом, изучала, исследовала и создавала собственные работы.
Мое формирование как художника пришлось на непростые времена упадка традиционных ремесел. Когда закрывались предприятия и большинство мастеров прекратили свою деятельность, мы в семейной мастерской, несмотря ни на что, продолжали работать. В то время в нашей мастерской создавались гобелены для Администрации Президента, Мариинского дворца и других знаковых учреждений. Тогда это позволило сохранить мастерскую, не потерять ремесло для Решетиловки и предоставить работу ковровщицам, которые до того работали на процветавшей когда-то фабрике.
Сейчас у меня есть собственная мастерская, где воплощаю свои творческие проекты. Сегодня я понимаю, что в очень большой степени, благодаря нашей творческой и просветительской работе, ковер (гобелен) снова в тренде. Ковроткачество стало для меня основным делом, которое гармонично вплелось в мою жизнь.
Решетиловское ковроткачество, сформировавшееся на местных традициях Полтавщины — это мощный культурный пласт, состоящий из отдельных художников-мастеров. Каждый из них изучал традиции и пытался обогатить их, добавив свое, новое, особенное.
В ковроткачестве очень важным является создание рисунка, который был бы интересен именно в этой технике. Необходимо знать все нюансы и тонко ощущать материал. Решетиловским коврам присущи пластические округлые формы и линии, неяркие цвета, характерные для местных ландшафтов и по настроению напоминают мягкое полтавское произношение. Формы и линии подчиняются технике, чтобы нить ложилась как можно более естественно.
В основе композиций решетиловских ковров — растительный орнамент с символическим деревом жизни, птицами, зверями, цветами, ягодами и т.д. Интересно то, что цветы нередко больше птиц, а те, в свою очередь, имеют цветовидные формы.
Ковры создаются в технике ручной двусторонней гладкой ткани. Их ткут на вертикальном деревянном станке, напоминающем большую раму. Рисунок образуется нитями вручную, которые укладываются между основанием. Используют традиционные для ковроткачества техники: кругление, дергание, на межевую нить, зацепками, звездчатую, дырчатую. Сочетание этих техник позволяет выполнить самые сложные рисунки. Уплотняют ковровое полотно гребенкой, которая имеет вид деревянного молотка с зубцами. Для работы использую натуральную овечью шерсть. Самостоятельно окрашиваю нити в самые разные оттенки.
Эта технология существенно отличается от ткачества на горизонтальных станках, где применяют челнок и механически изменяют положение верхних и нижних нитей основания, что позволяет существенно ускорить процесс ткачества. Но и рисунок в этом случае получается геометризованный (пикселизованный). Производительность работы на горизонтальном станке также в десятки раз выше.
Мы все же говорим о работе на вертикальном станке, что дает большие возможности для реализации сложнейших творческих замыслов. Для овладения на высоком уровне ковровщиков нужны годы. Этому невозможно научиться в формате мастер-классов. Это искусство и ремесло, требующее полной самоотдачи.
Я занимаюсь ковроткачеством уже 30 лет. За это время создала более 200 гобеленов разного размера, тематического и стилистического направления. Нахожусь в постоянном творческом поиске, мои работы олицетворяют богатые традиции ковроткачества и собственные творческие достижения.
Традиции живут, когда развиваются. Исследуя лучшие ковроткаческие достижения и опыт, слежу за художественными и дизайнерскими тенденциями. Пытаюсь создавать гобелены, где гармонично переплетены традиции и современность.
Очень люблю эту технику и богатый фактурами материал. Чувствую себя свободно, естественно и уверенно. Получаю удовольствие от творческого процесса — эскиза, рабочего картона, окрашивания и подбора нитей и тканей. На создание гобеленов уходят месяцы, а иногда и годы. Это неспешное искусство. Так что каждое произведение — это часть моей жизни, мои мысли, эмоции и стремления.
Я считаю, что искусство не только рефлексирует на события, но и имеет воспитательную функцию, направляет, настраивает… Художник несет особую ответственность. В большой степени мы формируем шкалу ценностей, образ мышления, мировосприятие и, как следствие, будущее.
Моя стойкая позиция состоит в том, что искусство должно быть конструктивным независимо от обстоятельств и напоминать о настоящих ценностях и стремлениях живой человеческой души», — делится Ольга Пилюгина.
Платок «Павлины»
Вдохновленная ковром «Песенный край» Ольги Пилюгиной
Павлины — утонченные и благородные птицы. Разноцветные перья выделяют их среди других, куда бы они ни пошли. Павлины на платке отражают яркий характер его обладательницы — роскошной и уверенной женщины.
Этот платок представлен в трех цветовых решениях: малиново-оливковом, сине-желтом и зеленом в уменьшенном размере для мужчин.
«Для меня это произведение имеет особое значение — период его создания пришелся на время вынашивания под сердцем сына, которому сейчас 15 лет. Можно сказать, что этот ковер мы ткали вместе с ним. Золотые птицы и яркая середина символизируют живое и горячее среди более холодной каймы, покрытой инеем. "Песенный край" открыл для меня новый яркий период. До этого мои произведения имели в основном пастельные цвета. А после я почувствовала любовь к ярким. Это все было интуитивно, я просто выложила на холст те эмоции, которые испытывала в этот период радость полнокровности наполненности жизнью», — говорит Ольга Пилюгина.
Платок «Горлицы»
Вдохновленная ковром «Песня любви» Ольги Пилюгиной
Пение влюбленных горлиц восхваляет любовь, как высшую ценность, которая возвышает человека над обыденностью, очищает его душу.
Изделие представлено в ярких малиновом и ягодном цветах, а также в голубом в уменьшенном размере для мужчин.
«Этот ковер о гармонии. На нем пара влюбленных птиц, наполненных знаками стихий — солнца, воздуха, воды и земли. Птицы — это символ легкой человеческой души, стремящейся вверх», — рассказывает Ольга Пилюгина.
Платок «Жатва»
Вдохновленная несколькими произведениями Ольги Пилюгиной: «Пасха», «Веснянка» и «Гнездышко»
Жатва на платке отражает плодородие украинской земли, тепло и благодарность за все, что она дает. Птицы на ней — предвестники нового этапа жизни.
Платок выполнен в цветах золотисто-осенних листьев.
«В "Веснянке" птицы летают отдельно в поиске пары. А в "Гнездышке" они уже нашли друг друга и создали семейное гнездо. Дерево вписывается в форму яйца, которая совершенна, и несет в себе жизнь. Ковер "Пасха" символизирует выдающийся день величайшей радости, когда птицы утром до вечера славят Бога в своих песнях», — говорит Ольга.
Платок «Жар-птица»
Вдохновленная ковром «Свадебный» Василия Деркача
Жар-птица символизирует огонь, яркое тепло, которое она берет у Солнца, крешет им с неба, посылая его повсюду. Пара жар-птиц на платке — это символ страстной любви, которая окутывает и греет, воскрешает и вдохновляет.
Этот платок представлен в двух цветах: осеннем пряно-оранжевом и зимнем васильковом.
«Этот ковер я создал как семейный оберег. Птицы на рисунке — это пара молодоженов, которые держат цветок. Цветок — это символ счастья, которого много не бывает. Поэтому на холсте ими усыпан каждый уголок. Внизу древо жизни — это предки, корни молодоженов, которые всегда будут их поддерживать. Если кто-нибудь из птиц повернет голову, то цветок упадет, и семейное счастье разрушится. Так и в жизни — нужно, чтобы каждый в паре поддерживал и следил за семейным счастьем!» — рассказывает Василий Деркач.
Платок «Звездная ночь»
Вдохновленная ковром «Весенний» Надежды Бабенко
Цвета платка напоминают ночное небо и яркие звезды, которые испокон веков были ориентирами для людей как в быту, так и в личной жизни.
Платок выполнен в спело-сливовом и тыквенном цветах.
«На этом ковре Надежда Бабенко изобразила весну. Цветовая гамма отражает возрождение природы: желтые цвета внутри — солнце, коричневые — земля и прорастающие от нее веточки. Птицы — это образ единения двух стихий, теплого и холодного, что символизирует переход от зимы к весне», — рассказывает сын Надежды Бабенко, заслуженный мастер народного творчества Александр Бабенко.
В одном из своих интервью он также отметил, что растительное ковроткачество Решетиловки зародилось от того, что в той местности водилась особенная решетиловская порода овец.
«До того, как возникли химические красители, сначала брали естественную, пушистую шерсть, ее щипали, а уже потом пряли веретеном или прядкой. Так и образовывались ниточки, из которых потом ткали ковры».
Характерной особенностью решетиловского растительного ковроткачества является принцип построения орнамента с живописным решением фона. Композиционные мотивы восходят к архаике древних крестьянских ковров. Цветовая гамма, в большинстве, теплых, земляных оттенков.
Самым распространенным композиционным сюжетом таких ковров является мотив дерева жизни в обрамлении вьющейся непрерывной гирлянды с симметричными цветочными вкраплениями.
Теперь эти композиционные сюжеты можно увидеть на шелковых платках. Приобрести платки из новой коллекции KYLYM можно на сайте по ссылке.