Как Жанна Ланвен стала выдающимся дизайнером и сделала модный дом Lanvin известным на весь мир

Рассказывает стилист и fashion-колумнист Егор Воронкин

Возможно, она и не совершила революцию в области моды, не создала что-то вроде маленького черного платья, не изобрела крой по косой или новый стиль, но заслуги Жанны Ланвен перед миром моды все же несомненны: она была первой из кутюрье, кто начал шить одежду для детей, не копируя его со взрослых моделей. И вот уже больше ста лет дом Lanvin сохраняет свое почетное место на модном Олимпе, став синонимом изысканного вкуса, уникальности и качества.

Эксклюзивно для ELLE.UA стилист и fashion-колумнист Егор Воронкин рассказал о жизни, творчестве и наследии выдающейся дизайнера.

Жанна-Мари Ланвен родилась в Париже 1 января 1867 года. Она была старшей из одиннадцати детей в семье журналиста Констана Ланвена и его жены Софи-Бланш Дешае. Стоит ли говорить, что семья с таким количеством детей жила очень скромно?

Еще в детстве Жанне пришлось отказаться даже от мысли о достойном образовании. Ее учителями стали родители и их друзья, часто заходившие в гости. С ранних лет будущий дизайнер была вынуждена ухаживать за младшими братьями и сестрами и много работать по хозяйству. В перерывах между уборкой и покупками Жанна любила играть куклами. Но не разыгрывать сценки семейной жизни — а шить им одежду, почти точно повторяющую наряды богатых дам, встречавшихся Жанне на улицах. Позже мать, заметив талант дочери, доверила ей шить одежду для младших детей.

В тринадцать лет Жанна была вынуждена пойти работать, но уже тогда ясно осознавала, с чем эта работа должна быть связана. Устроившись в шляпное ателье, она изо дня в день бегала по Парижу и разносила заказы для богатых клиенток, а в утренние и вечерние часы в мастерской увлеченно наблюдала за работой швей и портных, обучаясь их технике.

В шестнадцать лет Жанна устроилась в швейное ателье портного Тальбота и уже через несколько месяцев показала себя как талантливая, умелая и старательная швея. Через пол года владелец даже послал ее на стажировку в Барселону, считавшуюся тогда одной из столиц швейного мастерства в Европе.

Вернувшись из Испании, Жанна решилась начать собственное дело, и в 1889 году с помощью одной из бывших клиенток открыла собственную шляпную мастерскую. Достаточно быстро ее ателье прославилось среди парижских модниц, ведь в отличие от привычных тогда причудливых по украшению и непрактичных моделей Жанна Ланвен предлагала современные, но в то же время изящно украшенные в соответствии с модными тенденциями изделия.

Однажды во время прогулки со своей клиенткой и подругой Жанна познакомилась со статным и обаятельным итальянским аристократом Анри-Жан Эмилио ди Пьетро. Современники вспоминали, что ди Пьетро увлекся хорошенькой молчаливой девушкой и сразу начал за ней упадать. Роман развивался бурно, и в феврале 1896 года пара обвенчалась.

Через год у Жанны родилась дочь, названная Мари-Бланш, или Маргерет, в переводе с французского — «ромашка». Именно ромашку в будущем Жанна выберет в качестве первого логотипа дома Lanvin.

Однако брак оказался несчастливым, и в 1903 году пара подала на развод. Смыслом жизни для Жанны стала ее дочь.

«Я устала от пастельного или излишне декорированного детского наряда, похожего на торты. Для моей Ромашки это совершенно не подходило!» — сказала мадам Ланвен.

Так Жанна начала шить детскую одежду. Помимо использования необычных цветов, наряды, сшитые Ланвен, не напоминали копии моделей для взрослых, как было принято ранее. Напротив, они были детско-романтическими, расслабленными и абсолютно удобными во время игр и прогулок.

Костюмы юной Маргереты были настолько красивы, что очень скоро на них обратили внимание клиентки дома Ланвен и стали просить создать нечто подобное и для их детей. На многочисленные требования в 1908 году Жанна Ланвен представила свою первую коллекцию детской одежды, которая сразу же получила безоговорочный коммерческий успех. Многим клиенткам так понравились модели от Ланвен, что они захотели заказать себе подобные платья и костюмы в соответствующем размере.

Уже через год мадам Ланвен выпустила коллекцию одежды для женщин всех возрастов. Простой крой, но в то же время яркие и чистые цвета, лаконичная, но по-детски нарядная отделка произвела необыкновенно приятное впечатление на парижанок, из-за чего модели Lanvin моментально завоевали популярность по всему региону.

На тот момент Жанна Ланвен стала первой портнихой, одевавшей женщин всех возрастов в едином стиле. На вывеске ее ателье было написано «Ателье Жанны Ланвен. Магазины матери и дочери». Таким образом владелица отмечала, что здесь продается одежда для всей семьи.

В 1907 году Жанна во второй раз вышла замуж — теперь за французского журналиста Ксавье Меле. Вместе с мужем она начала много путешествовать и изучать культуру европейских стран. В поисках вдохновения и самообразования в каждой поездке Жанна посещала музеи, блошиные рынки и лавки с тканями; скупала книги по искусству и истории костюма, общалась с портными в маленьких ателье и училась новым ремесленным техникам.

В 1909 году Жанна Ланвен присоединилась к французскому Синдикату высокой моды, официально получив статус кутюрье. Для одежды мадам Ланвен были характерны деликатность, романтизм и богатство декора, вышивки и аппликаций. Она любила мягкие пастельные цвета — особенно розовый и сиреневый. Ее платья были одновременно и на острие моды, и вне ее. И хотя Жанна никогда не была инноватором, тем не менее одной из первых поддержала революцию в моде Поля Пуаре и отказалась от корсетов.

Во время одного из путешествий по Италии Жанна увидела фрески знаменитого художника эпохи Возрождения Фра Анджела и влюбилась в его любимый необычный голубой цвет. Так в доме Lanvin появился свой цвет — «голубой Ланвен», который впоследствии стал фирменным цветом упаковочной бумаги и коробок дома. Чтобы сохранить за собой исключительное право на «голубой Ланвен» и секрет его получения, в 1923 году Жанна основала в Нантерре окрасочные станции, работавшие исключительно на ее модном доме. Технологию производства держали в серьезном секрете. Так со временем в доме Ланвен появились еще несколько уникальных цветов: «зеленый Веласкес» и «розовый Полиньяк», названный в честь замужества ее дочери за графом Жаном де Полиньяком.

В 1910 году Ксавье Меле получает пост французского консула в Манчестере, но Жанна отказывается бросать свой модный дом и переезжать за мужем в Англию. Это становится причиной постепенного охлаждения брака.

Разочаровавшись в мужчинах, Жанна сосредоточилась на работе. Своим главным умением мадам Ланвен считала талант улавливать желание публики, сохраняя при этом верность собственному вкусу. Одной из первых кутюрье она начинает использовать в своих коллекциях восточные мотивы, украшая вещи золотым шитьем и аппликацией. Даже в разгар Первой мировой войны Жанна продолжила создавать нарядные коллекции, как лекарство от тоски за счастливым мирным временем.

В двадцатых годах нового столетия она одной из первых кутюрье сделала реверанс в сторону Российской империи в поисках новых рынков и начала использовать в коллекциях российские мотивы — пальто с меховой отделкой, платья с крестьянской вышивкой.

Чуть позже Жанна прославилась выпуском robes de style — длинными романтическими платьями с пышными юбками, не имеющими аналогов у других модельеров. Некоторые исследователи и историки моды считают, что New Look Кристиана Диора был частично заимствован у «стильных платьев» Жанны Ланвен.

В 1926 году за выдающиеся заслуги ей вручили орден Почетного легиона, а через 20 лет она была удостоена звания офицера Почетного легиона.

В середине 20-х годов свет увидела и первая мужская коллекция от дома Lanvin. Но мадам Ланвен была известна не только как кутюрье, но и как меценат, ценительница искусств и коллекционер живописи. В ее коллекции хранились картины Огюста Ренуара, Эдуара Виара, Анри Фантин-Латура. Нередко именно на этих холстах Жанна искала новые цветовые сочетания и вдохновлялась на создание новых принтов.

В тридцатые годы, после провокационного появления Марлен Дитрих на публике в широких штанах, мадам Ланвен сразу предложила миру знаменитые шелковые палаццо, желая балансировать на острие моды и скандала. В середине 30-х вместе с дизайнером и архитектором Арманом-Альбером Рато мадам Ланвен открыла линию товаров для дома. Дальше была парфюмерия.

Хотя дом Lanvin и выпускал первые ароматы еще в начале двадцатых годов, но только с приходом швейцарского парфюмера Андре Фрейса об ароматах Lanvin заговорили вслух. Его первые духи My Sin («Мой грех») имели огромный успех у парижанок. Следующими стали Arpege («Арпеджио»), посвященные дочери Жанны — Маргерет, ныне считающейся одной из вершин мировой парфюмерии, легендой и вечной классикой. Флакон духов украшал золотой рисунок знаменитого Поля Ириба, художника, написавшего портрет Жанны и ее дочери, держащихся за руки на семейном балу. Это изображение стало логотипом дома Ланвен.

С началом второй мировой войны Жанна не закрыла ателье и продолжила работать. Хотя ее модели и стали строже и лаконичнее, они не потеряли привлекательности, и, как и прежде, их владелицы выглядели в этой одежде прекрасными. Мадам Ланвен считала: «Красота должна жить, несмотря ни на что», а клиенты отвечали ей преданностью.

Жанна Ланвен скончалась 6 июля 1946 года в своем доме в Париже на руках у любимой дочери. После себя она оставила целую империю. Маргерет, унаследовавшая дом Lanvin, бережно руководила им до самой смерти в 1958 году, заранее передав его племяннику Иву Ланвену, потому что своих детей не имела. При нем должность главного дизайнера занимал испанец Антонио Кановас дель Кастильо, а в 1960 году его заменил Жюль Франсуа Крахе. Стиль Lanvin сильно изменился в 60-70-х годах. Тогда в моду вошел стиль хиппи, и дом Lanvin откликнулся на это коллекциями в стиле бохо, что не порадовало ценителей бренда.

В начале 80-х главным дизайнером дома стала Мэрил Ланвен, жена Бернарда Ланвена, двоюродного внука Жанны. Вплоть до 1989 года она возглавляла выпуск коллекций прет-а-порте, а также создавала капсульные коллекции для парижского бутика Lanvin. Кроме этого, с 1985 по 1988 год Мэрил создавала коллекции от кутюр.

В начале 1989-го из-за финансовой неуспеваемости дома Бернард Ланвен был вынужден продать 34% бизнеса лондонскому Midland Bank. В середине того же года банк увеличил свою долю до 40% и уволил Мэрил Ланвен с должности дизайнера. Fashion-критики описывали ее проекты, как «хорошие, но пустые». Поработать для модного дома успел и блестящий Клод Монтана, правда, совсем недолго. На должности креативного директора он пробыл с 1990 по 1992 год, доведя Lanvin до предела банкротства.

В 2001 году его место занял Альбер Эльбаз, став спасительным кругом для бренда. Именно он сумел вернуть дому прежний блеск и славу, утраченную с момента смерти Жанны. Дебютная коллекция Эльбаза для Lanvin получила много положительных отзывов и вернула верных бренду клиентов. В 2008-м под руководством Альбера Эльбаза Lanvin объединился с Acne и выпустил коллекцию, в которую вошли платья, брюки, костюмы, пальто и аксессуары исключительно из джинсовой ткани.

«Деним — это как парфюм. Ты никогда его не выбросишь, ты будешь его хранить и любить», — говорит Эльбаз, комментируя это сотрудничество.

Первая коллекция Lanvin x Acne продалась через несколько часов, и с таким же успехом разошлись еще три последующие. Идея сделать роскошь доступной широкой публике вылилась в 2010 году в общую коллекцию Lanvin и H&M, ставшую одной из легендарных коллабораций шведского гиганта.

«Эльбаз превратил Lanvin из запыленного артефакта в нечто влиятельное и выдающееся», — писало издание The Guardian.

«Альбер снова зажег в Lanvin огонь Жанны Ланвен, боровшейся за права и чувства женщин», — утверждала Сьюзи Менкес об Альбере Эльбазе.

«Если взять ощущение, которое я получила благодаря тебе, и умножить его на количество женщин, чьи жизни ты озарил, думаю, ты должен получать эту награду ежегодно», — сказала Мэрил Стрип, вручая Эльбазу «Награду суперзвезды» на FGI Night of Stars 2015 .

В том же году Альбер Эльбаз объявил, что покидает дом Lanvin. Причиной стали разногласия с руководством и нежелание Эльбаза превращать коллекции из роскошного ар-деко в street style для «публики с плохим вкусом». За 14 лет своей работы для Lanvin ему удалось превратить французский дом с вековыми традициями в современный коммерчески успешный модный бренд, популярный не только в Европе, но и далеко за ее пределами.

В 2016 году пост Эльбаза заняла Бухра Джаррар, но первая ее коллекция была разгромлена публикой и прессой настолько жестоко, что с дизайнером попрощались буквально через неделю после показа.

Далее должность креативного директора занимал Оливье Лапидус, но он смог удержаться в кресле чуть меньше года, и уже в марте 2018-го его заменил Бруно Сиалелли. Попытки Сиалелли удержаться на двух стульях — сохранить блеск и роскошь, заложенные в ДНК бренда, и удовлетворить поклонников стиля ugly — продолжались вплоть до 2023 года. Выпущенные им коллекции изобиловали приемами старого доброго Эльбаза вперемешку с ультрамодными вещами в стиле Balenciaga. Из-под руки дизайнера вышла и одна из самых инстаграмных сумок прошлого года — Hobo Bag с металлическим леопардом вместо ручки. Однако коммерческие показатели бренда так и не достигли удовлетворительного для руководства уровня, и 19 апреля 2023 года Lanvin заявил о прекращении сотрудничества с Бруно Сиалелли и реструктуризации компании.

Новая конфигурация креативного направления предполагает создание Lanvin Lab — отдела, который будет генерировать новые идеи и концепции для модного дома под руководством приглашенных для временного сотрудничества дизайнеров. Первым из них станет рэпер Future. Исполнитель временно займет пост креативного директора, чтобы создать коллекцию в рамках нового проекта Lanvin Lab. Капсула будет представлена ​​осенью или зимой 2023 года.

Каким станет новый Lanvin, пока загадка, но вряд ли гений Жанны Ланвен будет повторен. Возможно, она и не совершила революцию в мире моды, не создала что-то вроде маленького черного платья, не изобрела крой по косой или новый стиль, но Жанна Ланвен точно создавала красоту! Неповторимую и недостижимую красоту.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы