Мода всегда о творчестве, а война — о разрушении. Но когда речь идет об отражении настроений общества в переломные периоды, эти два антагониста всегда идут бок о бок. Военные действия неизбежно влияют на наличие тканей в городах, рабочую силу, процесс изготовления одежды и сам стиль, а длина юбки или цвет губной помады временами звучат громче, чем ежедневные сводки в газетах или лозунги на транспарантах. Именно во времена Первой мировой войны женская одежда пережила едва ли не самые большие трансформации, став более практичной, утилитарной и эмансипированной. Заглянем в историю поглубже.
Первая мировая война стала не только прологом к огромным геополитическим изменениям, но и началом новой культурной эры, где мода и стиль выходили совсем на другой уровень. Она вынудила вчерашних домохозяек массово выходить работать на заводы и фабрики, заменив свои корсеты на удобную униформу и комбинезоны. Гендерные каноны в одежде постепенно отходили на задний план: в то время как мужчины воевали на фронте, женщины начали выполнять в тылу сверхсложную работу и принимать важные решения.
Предприятия по производству одежды переходили на создание военной формы, в результате чего в женском костюме появились отложные воротники, т.н. «стойки авиатора» и жакет со шнуровкой. Накладных карманов становилось все больше, а подол платьев и юбок становился все короче. Подобные решения были продиктованы не только практичностью, но и необходимостью экономии тканей. Натуральная шерсть, шедшая на пошив военной формы, была в дефиците. Поэтому костюмы из эластичного джерси, которыми прославилась Коко Шанель, стали стильным ответом на требования того времени.
Многие модные дома закрывались (как Пуаре, Вион), а особенно популярными становились «платья на все случаи жизни». Свобода кроя окончательно закрепилась в эмансипированном женском гардеробе. Так появился «военный кринолин», предполагавший большое количество нижних юбок.
С легкой подачи дизайнера Жанны Пакен к юбкам-карандашам добавились небольшие складки, а узкий силуэт сменился на трапеционный. Платья без корсета, с мягкой заниженной талией и с застежками на груди стали более удобным вариантом для рабочих будней.
Подражание мужской одежде, особенно авиационной, нашло отражение в верхней одежде. Просторные пальто, так и называвшиеся «aviatiqua», свидетельствовали о желании женщин освободиться от любых ограничений. Больше никаких выточек и форм, сковывающих движения. Одежда, которую шили для военных, органично перекочевала и в тыл. В частности, бежевый тренчкот из водонепроницаемого габардина, который Томас Берберри разработал для британских солдат, не теряет своей актуальности и по сей день.
Журналы мод времен Первой мировой войны, в том числе Le Style Parisien, активно публиковали образы для вдов: закрытую одежду, шляпы с вуалью, total black — все, что свидетельствует о трауре за погибшим мужем, женихом, отцом или братом. Черный цвет стал главным цветом того времени. А вышивка, кружево и аппликация остались в далеком прошлом.
После Первой мировой войны на модную арену взошел стиль garconne, пытавшийся стереть разницу между мужской и женской одеждой. Брюки, веками считавшиеся элементом исключительно мужского гардероба, отныне носили и дамы. Новые значения приобрели спортивные и пляжные одежды.
О купальниках в стиле кубизма от Жана Пату тогда мечтала каждая модница, а спортивные костюмы из удобного трикотажа покупали женщины, которые начали активно исповедовать «культ молодости» и увлекаться фитнесом.
Вместо туфель женщины носили грубые ботинки с гетрами. Когда юбки стали короче, женщины обратили особое внимание не только на обувь, но и свои ноги: в 1915 году бренд Gilette впервые представил свои станки, а небритые ноги начали восприниматься как негигиенические пережитки прошлого.
Конец эпохе длинных волос положили сестры милосердия, носившие короткие стрижки. В то же время некоторые женщины прикрепляли уже готовый завитый шиньон из волос, чтобы сэкономить время на укладку.
И хотя на передовых постах строго-настрого запрещалось пользоваться косметикой, ароматами и украшениями, женщины умудрялись уклоняться от этих приказов. Именно тогда косметика Rimmel и Maybelline стала общедоступной, а спрос на кремы против морщин и «печали» быстро рос.
Украшения того времени тоже отличались креативностью. Абсолютной нормой были кольца и браслеты из фрагментов боеприпасов или снарядов, подаренные солдатом своей возлюбленной.
Именно Первая мировая война наконец предоставила женщинам ту независимость, к которой еще так стремились суфражистки в конце XIX-начале ХХ веков. Женщины смогли не только выполнять работу наравне с мужчинами, но впервые почувствовали свою настоящую значимость. Времена требовали практичности, но у представительниц НЕСЛАБОГО пола были все инструменты, чтобы в дальнейшем диктовать модные правила уже самим.