4 сценария развития украинских брендов во время войны

Рассказывает основательница UA Business Global

Украинский fashion переживает непростое время, балансируя между целесообразностью выпуска новых коллекций и желанием выстоять на рынке. Модный бизнес столкнулся с многочисленными проблемами в организации рабочего процесса: переформатирование команд, блекауты, логистические проблемы, дефицит товаров и физическая опасность из-за ракетных атак. К тому же с началом войны резко упал спрос.

Как выживают украинские бренды, эксклюзивно для ELLE.UA рассказала бренд-стратег Екатерина Дорошевская — основательница UA Business Global.

byMe

byMe

Сценарий #1: Change product

У украинцев изменился образ жизни. Работа на фрилансе, переезды, частые отключения света и холод в домах увеличили спрос на удобные вещи. Комфорт — новая мантра. Ведь теплые спортивные костюмы, мягкие свитера свободного кроя выбираем на психологическом уровне.

Бренды подстраиваются. Одежда стала более функциональной, демократичной и универсальной, как у харьковских Two hearts, ANKdesign из Днепра или запорожской Roksana.

Украинские бренды

Изменить ассортимент побудила также инфляция: курс доллара и удорожание логистики прибавили в стоимости используемым материалам и фурнитуре. Поднимать цены на конечную продукцию в условиях снижения спроса — решение непопулярное. Поэтому бренды прибегли к экономии, используя другие фасоны, ткани и украшения. Обеспечить приемлемую цену — задача #1 для многих брендов масс-маркета.

Сценарий #2: Adapt or die

По этому сценарию только так: находишь силы, потенциал и адаптируешься к ситуации, или закрываешь дело. Украинский fashion, как и другой украинский бизнес, довольно быстро отреагировал на потребности военного времени. Бренды перепрофилируют свои мощности под обеспечение войска, закрывают актуальные запросы на термобелье, спальники, форму, плитоноски, обувь. И таким образом открывают новые ниши на рынке.

Dummy.studio

Dummy.studio

«Шьем для ТрО и ВСУ. Сначала постельное и термобелье, потом футболки, носки, балаклавы, сейчас куртки, плащ-палатки и наколенники. Оплачиваются какие-то единичные заказы. Остальные девушки шьют бесплатно. Горжусь! Делали лекала с описанием для разгрузок и бронежилетов, но шить их не можем, машинки не берут ткани столь высокой плотности. Продажи сейчас идут очень плохо, редкие и то со скидками. Шоурумы, с которыми мы работаем, не расплатились даже за февраль, хотя они работают (кто онлайн, кто в обычном режиме)», — рассказывает Александра, основательница бренда Dummy.studio.

Киевский бренд Marsala, до войны специализировавшийся на изящной женской обуви на каблуке, сейчас предлагает тактические сапоги. А днепровский бренд Once отшивал спортивную одежду, а теперь форму, бронекомплекты, шевроны, плитоноски, подсумки.

Ситуация, когда бренд женской одежды часть производства переформатирует под пошив бронежилетов, но параллельно выпускает летнюю коллекцию платьев и платков с принтами, стала вариантом украинской нормы, например byMe.

Чтобы адаптироваться к изменениям на fashion-рынке, в начале войны перешли на изготовление берцев и в Kachorovska. Правда, уже через несколько месяцев бренд вернулся к привычной стратегии и начал снова создавать женскую обувь, отказавшись от military-концепта.

Качоровская

«Конечно, были планы, которые из-за войны не удалось реализовать. К примеру — открытие еще одной оффлайн-локации. Также выходим на международный рынок — уже сейчас мы планируем отправить первый заказ в Канаду», — поделилась совладелица и главный идеолог бренда Алина Качоровская.

На данный момент стратегическая цель бренда — Украина и выход на международный рынок. Война не помешала, а лишь ускорила движение в этом направлении.

Сценарий #3: Go Global

Такой сценарий больше подходит для дизайнерских брендов с уникальным ассортиментом — для выхода на рынок придется преодолеть конкуренцию европейских марок и масс-маркета. Один из вариантов продвижения — коллаборации с другими брендами через открытие pop-up stores и шоурумов. Такой путь выбрал бренд The COAT Кати Сильченко. Весь последний год команда экспериментировала с открытием Coat Corner в уже существующих магазинах в Европе. А также открыли представительство бренда в Цюрихе.

The COAT

Активно развивает свой бренд за границей Nadya Dzyak. Днепровская дизайнер, чьи платья носят Кайли Миноуг, Мэй Маск и Керри Отис, делает акцент именно на важности коллабораций — одежду от Нади в разное время можно было встретить в pop-up stores в Берлине, Париже и Вене.

О Ksenia Schnaider говорят по всему миру. Это главный бренд дизайнерского денима в Украине, который знает все о выходе на международный рынок, ведь имеет около 40 точек ритейла. Большая же часть продаж происходит в странах Азии. Одежду KSENIASCHNAIDER можно увидеть на таких знаменитостях, как Белла Хадид, Селин Дион, Леди Гага, Камила Кабельо, Дуа Липа и Ева Чен. Дизайнеры Ксения и Антон Шнайдер зарекомендовали себя как активные игроки в авангардной джинсовой нише и находят поклонников по всему миру.

Ksenia Schnaider

Ksenia Schnaider

Для дизайнерских аксессуаров хороший способ расширить рынок — сделать запуск на маркетплейсах, таких как Etsy. Он популярен в Европе, Америке и Канаде. На платформе можно найти страницу Maki accessories. Украинский бренд представлен линейкой платков с уникальными принтами — картинами украинских художников, перенесенными на шелк. Прайс платка от $22 до $60, цена зависит от размера и коллекции.

Украинский бренд ювелирных украшений Guzema Fine Jewelry в начале полномасштабной войны вынужден был прекратить коммерческую деятельность. Как вспоминает основательница и дизайнер Валерия Гузема, уже в конце марта 2022-го удалось возобновить продажи нескольких позиций в Украине, но бренд был вынужден на время остановить производство, расположенное в Киеве. Тогда же команда Guzema принялась активно продвигать бренд на зарубежных рынках. Как акцентирует дизайнер, во время войны в глобальном виде стратегия бизнеса не изменилась, но все же бренд стал более осторожным и оперативным на внутреннем рынке и в то же время более агрессивным и решительным — на рынках иностранных.

Guzema Fine Jewelry

«Фокус держим на развитии на американском рынке и в нескольких странах Европы. Хотя и работаем за границей только в онлайн формате, размышляем над физическим присутствием в нескольких городах для сближения с локальными потребителями и повышения brand awareness», — рассказала Валерия Гузема.

Неотъемлемой частью работы бренда во время войны стала благотворительность — Валерия выпустила благотворительную коллекцию Freedom, прибыль от которой и сегодня перечисляется на помощь армии и медикам через благотворительный фонд Guzema Foundation.

Сценарий #4: White label

Мировые лейблы уходят из Китая, ища новые продакшн-центры для своего производства. Из-за падения гривны наша цена становится все более привлекательной. Поэтому многие иностранные компании сейчас рассматривают варианты сотрудничества с украинскими предпринимателями. Хороший вариант для fashion-бизнеса с большими производственными мощностями. Но чтобы не подвести заказчика, следует учесть риски отсутствия света и логистические проблемы в транспортировке продукции.

По принципу white label работает швейная фабрика «Маяк» из Радивлива — отшивает для Zara. «Бердичевская швейная фабрика» и винницкая «Володарка» работают для немецкого Hugo Boss. ОДО «Трембита» из Черновцов шьет мужские костюмы, брюки и пальто для Paul Hagen, Prada, Benetton, Fellini, Facit и т.д.

Партнеров такие предприятия обычно ищут через торгово-промышленные палаты и ассоциации — там помогут с полезными контактами. Для самостоятельного поиска можно воспользоваться LinkedIn и каталогом Europages.

GUNIA Project

GUNIA Project

Итак, как бы сложно ни было, а украинский fashion-бизнес разными способами развивается. Ищет новые возможности в партнерствах, расширении рынков и привлечении клиентов. Здесь перечислены основные сценарии, по которым работают украинские бренды в условиях войны. Но эти пути могут пересекаться и меняться.

Сегодня бренды made in Ukraine стали показателем стойкости и несокрушимости украинцев. Екатерина Дорошевская уверена, что расцвет украинской модной индустрии еще впереди.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы